Российский автопром продолжает стремительное падение вниз, даже невзирая на сезонный фактор (весной традиционно продажи автомобилей растут).

Государство поддерживает отрасль, вкачивая в автозаводы огромные деньги, однако ни к какому улучшению ситуации это не приводит. На Западе, между тем, давно придумали, как спасти автомобилестроителей в кризис там оказывают поддержку не производителям, а стимулируют потребителей сдавать на металлолом старые авто.

За это они получают деньги на новые.

С начала кризиса отечественный автопром получил серьезную поддержку на высшем государственном уровне. С января повышены пошлины на импортные машины, что стало почти непреодолимым барьером для иномарок, с апреля бюджет субсидирует ставку по кредитам на покупку российских автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей, в ближайшее время «АвтоВАЗ» получит от государства беспроцентную ссуду в 25 миллиардов рублей. Другие автопроизводители получили госгарантии на 5-10 миллиардов рублей и помощь в реструктуризации долгов.

Всего в рамках антикризисных мер отечественные автопроизводители получат 210 миллиардов рублей. Подсчитано, что на каждый выпущенный в 2009 году автомобиль государство потратит 260 тысяч рублей. Примерно столько же стоит новый легковой автомобиль.

Радоваться бы такой поддержке да потирать производителям руки в ожидании будущего роста производства и продаж. Но все как раз наоборот – производство снижается, заводы останавливаются, автосалоны пустуют.

Многообещающая госпрограмма стоимостью в два миллиарда рублей по льготному кредитованию автопокупок забуксовала на старте. Возможно, обещанные государством деньги не дошли еще в полном объеме до автозаводов, но нет сомнений, что они бесследно растворятся в остающемся неэффективным секторе отечественной экономики. Цифры не радуют. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в России в январе-апреле упали на 44 процента, а за апрель – сразу на 53 процента. Дилеры все чаще говорят о полной остановке продаж – авторынок не спасает даже сезонный фактор, ведь традиционно к весне продажи растут.

Не лучше ситуация и на российских автозаводах. Конвейер УАЗа в настоящее время полностью остановлен – в мае рабочие проработали девять дней и были распущены по домам до 15 июня. По неофициальной информации, предприятие в первом квартале текущего года сработало с убытком более чем в 400 миллионов рублей.

В странах Западной Европы пошли по другому, нежели простое накачивание автопроизводителей деньгами, пути. Там решили поддержать спрос, а именно – выдавать премию покупателю нового авто в случае, если тот сдаст в утиль старый автомобиль. Такая помощь государства стала чрезвычайно популярной. В первом квартале в странах Евросоюза было куплено на 17,2 процента меньше новых машин, чем годом ранее, однако в странах, предложивших покупателю премию за утилизацию старого автомобиля, весной начался рост.

Правительство Германии с января решило выделять 2500 евро тому, кто сдаст на металлолом старый автомобиль (возраст не менее девяти лет, в собственности – не менее года) и купит новый (соответствующий новым экологическим нормам). Изначально программа была рассчитана на продажу 600 тысяч новеньких авто, однако заявки на участие в программе подали 1,2 миллиона человек. В итоге действие программы продлили.

Во Франции аналогичные меры привели к росту продаж на 8 процентов, в Словакии – на 18,2 процента. С помощью таких мер руководство страны убивает сразу нескольких зайцев – поддерживает своих автопроизводителей, стимулирует через повышение объема продаж общую экономику и попутно решает экологическую проблему, утилизируя старые машины.

Почему бы успешный опыт соседей в поддержании продаж автомобилей не перенять России?

Ссылки на то, что у нас в стране не отлажена система утилизации машин, звучит малоубедительно.

Любой переработчик, почувствовав выгоду, тут же придет на рынок – уж чего-чего, а разбирать автомобили до винтика в России всегда умели. А дело, очевидно, в мощных лобби, которым по-прежнему выгодно оставлять предприятия отечественного автопрома малоэффективными и, прикрываясь социальной значимостью отрасли для страны, выбивать из казны деньги на свою поддержку.

Вадим ПИЛЮКОВ.