О том, куда идут ежемесячно отдаваемые нами за ЖКХ тарифные деньги, мы обычно судим по самому очевидному состоянию подъездов, сантехники, электросетей.

Между тем, если закопаться в расчеты, окажется, что из тарифной строки «Ремонт и содержание жилья» на сам ремонт и содержание идет только около 50 процентов или даже меньше.

К примеру, из семи рублей шести копеек, которые мы платим за квадратный метр в доме с лифтом и мусоропроводом, подрядная организация, ответственная за состояние дома, получает два рубля девяносто копеек. Как суметь на такие деньги привести в порядок дома и поддерживать их в состоянии, «пригодном для жизни»? Об этом мы говорили с Анатолием Яшановым, директором ООО «Строительно-монтажное управление».

Оно в прошлом году стало подрядчиком на одном из самых сложных участков в городе – Нижней Террасе.

– Жалобы на состояние жилого фонда от жителей Нижней слышны постоянно: в домах за несколько десятков лет не было капитального ремонта, залиты подвалы, расплодились крысы. Как вы оцениваете состояние вашего участка работ?

– Мы работаем на участке бывшего ЖЭУ-24. Это 121 дом и примерно 14 тысяч жильцов, улицы Заречная, Краснопролетарская, поселок Мостостроителей.

Проблемы здесь те же, что и по всему городу. Самое сложное – дома поселка Мостостроителей. Город их принял на баланс в октябре прошлого года. Всерьез содержанием и ремонтом там никто не занимался, поэтому в плохом состоянии кровля, инженерные сети, электрика. А денег, которые начисляются за ЖКХ, явно недостаточно, чтобы выполнить хотя бы текущий ремонт. В основном это малоквартирные одноэтажные дома, и, к примеру, в двухквартирном доме за текущий ремонт в месяц набирается около 120 рублей. Этих денег, даже если их суммировать за год, мало на что хватит.

Такой жилой фонд – наша основная боль.

На сегодняшний день мы имеем возможность только латать в нем дыры и не давать скатиться до состояния ветхого жилья.

– А что уже было сделано? Вы ведь являетесь подрядной организацией около девяти месяцев. Позади – всегда проблемный отопительный сезон.

– Если говорить о зиме, то она прошла практически безаварийно. Сейчас по плану готовимся к следующему отопи тельному сезону. Проводим промывку теплосетей. Это необходимо, чтобы проверить их состояние, а заодно наладить температурную систему – чтобы во всех домах, независимо от расстояния до котельной, было одинаково тепло.

По большому счету, в жилом фонде у нас сейчас нет канализации, которая бы имела утечку в подвал: инженерные сети, которые были в плачевном состоянии, мы заменили.

Еще очень много жалоб от жильцов было по подъездам. Несколько лет ими никто не занимался. Мы поставили себе задачу в течение трех лет отремонтировать все наши подъезды. Сейчас делаем в месяц по два-три.

Морим крыс, насекомых – это надо делать ежегодно. Тут, правда, иногда приходится сталкиваться с непониманием жильцов. Кто-то просит крыс поморить, а потом приходит бабушка и говорит: «Не морите, а то моя кошка съела отравленную вами мышь и умерла».

– Ну всем никогда не угодишь. Но эту претензию к разряду серьезных вряд ли можно отнести. А каких жалоб больше всего?

– Постоянно озвучивается вопрос: мы много лет платили за ЖКХ, а ничего не делалось, где наши деньги?! Никого же не интересует, что мы всего девять месяцев на этом участке. Сейчас пришли к системе пообъектного учета финансирования – чтобы было наглядно видно, куда мы тратим собираемое с населения. Если дом набирает по платежам на какую-то услугу, мы ее оказываем.

Хотя проблем столько, что работаем в опережающем план режиме. Если труба рванет, не будешь ждать, пока деньги подойдут. Мы что-то делаем, получается, за свой счет. Ежемесячно нам это обходится в 150-200 тысяч рублей.

– Тогда зачем вам, успешной частной строительной компании, это нужно?

– Мы тендер выиграли, подряд получили и начали работать, отступать сейчас – это непрофессионально. Думаю, рано или поздно вопросы решатся. Есть же еще целевое городское и федеральное финансирование. В других регионах с подобными проблемами как-то справляются.

Ситуация не так уж трагична. Сейчас жилой фонд содержится и постоянно ремонтируется, значит, жить будем.

– А как складываются отношения с жителями Нижней? Появление подрядных организаций вместо ЖЭУ в целом по городу было встречено с недоверием.

– Уже было несколько обращений из не обслуживаемого нами жилого фонда с просьбой, чтобы мы их приняли к себе. Краснопролетарскую, 26 мы уже взяли. Еще два дома сейчас решают организационные вопросы. Это, я думаю, лучший показатель.

Лидия ЛЕОНИДОВА.