Заграница на Обломове зарабатывает, а мы не можем
Смена власти, как правило, будоражит самые разные сферы жизни. Так, четыре года назад люди культуры возлагали огромные надежды на нового губернатора Шаманова и поверили его публичным обещаниям о поддержке. Но перемен не почувствовали, поэтому и сегодняшняя смена власти не вызывает особых надежд. Трудновато зажечь в людях огонек энтузиазма, когда они знают, что зарплаты их начальников доходят до 20 тысяч рублей, в то время как руководитель музея, научный сотрудник, лучший музыкант оркестра получают, в лучшем случае, 2-3 тысячи, а рядовые работники – и того меньше.
Последние несколько лет местная общественность всерьез обсуждает вопрос о том, нужно ли в области Управление по делам культуры и искусства. Его инициативы давно не делают погоды в жизни города, коллективы, учреждения культуры и без его помощи наладили свою работу, могут существовать автономно. Зачем налогоплательщикам содержать чиновников, которые вспоминают о творческих людях, только когда нужно сплясать или занять высоких гостей? Единственное, в чем преуспели чиновники, считают работники культуры, – это в проверках, кто когда пришел на работу и во сколько ушел. При военном руководстве выработана такая дисциплина и субординация – армия позавидует.
Лицо культуры казино да клубы
Создается впечатление, что власть не может определить для себя, что же такое “культура”. Если два притопа, два прихлопа – это одно. Если нечто более глубокое – это другое.
Власть одержима желанием отпустить культуру в рыночное плавание, но не может, наверное, не понимать, что шоу-бизнес заработать себе может, а симфоническая музыка – нет.
Культура для многих городов России стала их визитной карточкой. Ульяновск пока не входит в это число: гости города, увидев наши афиши, смущенно спрашивают: “А куда у вас можно пойти?”. Выбор, однако, невелик. Из семи дворцов культуры болееменее стабильно функционируют два, остальные – в разрухе. Мемориал закрыт, вечерами к нему страшно подойти – он напоминает мрачный бункер.
Есть, конечно, пара-тройка кинотеатров. Но в основном “носителями” культуры у нас остались казино да ночные клубы с ресторанами.
И это при том, что масса хороших идей и предложений в городе похоронена. Общество друзей Обломова предлагало раскрутить литературного героя и сделать его брендом Ульяновска. Запад на его имени зарабатывает, открывая клубы, музеи, трактиры, изготавливая мебель и прочее. У нас же идея обломилась.
Знаменитые земляки Гончаров, Карамзин, Аксаков, Языков, Минаев и другие могли бы “накормить” город и материально, и духовно, если бы кто-то догадался умело “эксплуатировать” их имена. Мы бы уже несколько лет по улицам старого Симбирска могли путешествовать на маленьких трамвайчиках, какие ездили на бывшей ВДНХ, но у инициаторов на воплощение идеи не хватило сил.
Не секрет, что людей творчества пугает перспектива перехода в рыночные условия. У нас такие установки, что даже если коллектив заработает деньги на свое существование, воспользоваться ими вряд ли сможет. Хореографические ансамбли, например, зарабатывают за счет платы за занятия и концертов. Половину суммы отчисляют сразу в Управление, от другой платят налоги, крохи идут на зарплату руководителей. Но даже на оставшуюся часть танцоры не могут претендовать, им бухгалтеры заявляют: “Забудьте о деньгах” – и пускают на нужды учреждений.
Есть информация, что культура области в принципе уже сейчас зарабатывает неплохие деньги за счет аренды дворцов, кинотеатров, территории которых нашпигованы коммерсантами. Но кто и на какие цели использует эти суммы – тайна за семью печатями, которая не просачивалась никуда. А когда нет информации, то народ ее по обыкновению начинает домысливать.
Сохранение и развитие культуры зависит не только от денег, а прежде всего от профессионального отношения к делу. В принятии тех или иных решений мог бы помочь тот самый Совет по культуре, который губернатор собирается сформировать, но есть опасность, считают деятели культуры, что в него войдут известные имена и не будут включены рядовые служители, которые о проблемах знают не теоретически, а сталкиваются с ними каждый день. Штат Управления культуры они предлагают сформировать на конкурсной основе, чтобы люди пришли работать туда с программами оживления этой сферы.
Особое мнение
С предложением поделиться своими размышлениями о сегодняшнем состоянии культуры мы попросили и известного деятеля культуры, председателя фонда “Центр культурных инициатив” Геннадия Журавлева, отличающегося независимым взглядом на происходящее.
– В Ульяновске многие живут не во времени, – сказал Геннадий Журавлев. – Больше нет идеологического и социального заказа, когда государство давало работу и ее оплачивало. Многие до сих пор не могут понять, что они – участники рынка, как и все. У нас в городе уже несколько лет существует другая культура коммерческая, которая процветаетв кинотеатрах и ДК “Современник”, “Пионер”, “Художественный”, “Руслан”, Центре молодежи. Другое дело, на каком уровне идет там работа, но это уже зависит от вкусов и потребностей публики. Предприниматели получают прибыль от культуры и неплохо живут. А традиционная культура не смогла воспользоваться тем, что имеет. Руководители учреждений превратились в дирекцию по арендным услугам, потому что не могут предложить собственный продукт.
Они перестали быть авантюристами в хорошем смысле слова и боятся рисковать реализовывать свои проекты. У нас ведь все культурные события строятся на авантюре: для проведения мероприятия нужно, допустим, сто тысяч рублей, есть же только 50. А коммерсант рискует, крутится, не сидит в кабинете с утра и до вечера, и у него есть результат.
Чья вина в том, что традиционная культура не начала зарабатывать деньги? Управления культуры, чиновники которого не сориентировались, не сдали экзамен в условиях рынка.
Наше Управление прежде всего было ориентировано на то, чтобы не ссориться с властью. Ублажало запросы власти, а народ потреблял то, что власть заказала. У Владимира Шаманова были “три культуры”: любимая – казаки, духовой оркестр и ансамбль танца “Экситон”, другая группа, на кого рука не поднялась, – симфонический оркестр, театр драмы, Художественный музей и незамеченная группа – все остальное. Шлюзы бывший губернатор открыл для любимых, а остальных смыло массой воды. Другого видения культуры, к сожалению, не было предложено.
Но спасение есть. Культура должна перестать быть услужливой,так как это качество не дает поднять голову. Культура должна шокировать власть, предлагать пути решения социальных проблем. Работники же культуры сегодня хотят обратить внимание на то, чего нет. Сидят в своих коробках и кричат: “Спасите!”. Вся беда в том, что никто не выйдет на забастовки с пустыми кастрюлями и не крикнет в открытую: “Вы не правы!”. У нас забыли культурный тон, остался только культурный стон.