С начала нынешнего года вступили в силу сразу несколько положений, ужесточающих контроль и ответственность в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Контролирующие органы рады дополнительным рычагам воздействия на нерадивых перевозчиков, сами предприниматели, напротив, сетуют на растущие административную и финансовую нагрузки на бизнес.

До 1 июля 2014 года все автобусы и значительная часть грузовиков должны быть оснащены приборами нового поколения, контролирующими режим труда и отдыха водителя.

Речь идет о тахографах приборах, которые регистрируют скорость движения автомобиля, а также остановки и смену водителей. Словом, следят за тем, чтобы водитель, не дай Бог, не переработал. Ведь большое количество аварий происходит именно из-за переутомления человека за рулем.

Оснащение машин должно происходить в несколько этапов. С 1 апреля 2014 года тахографами с криптографией должны быть оснащены грузовые автомобили, перевозящие опасные грузы. Затем с 1 июля 2014 года автобусы и грузовики с максимальной массой более 15 тонн. Для грузовиков с максимальной разрешенной массой от 12 тонн, не использующихся для перевозки опасных грузов, тахографы с блоком криптографии станут обязательными с 1 сентября 2014 года, а для грузовых автомобилей с массой от 3,5 до 12 тонн с 1 апреля 2015 года. На машинах, оснащенных тахографами еще на производстве, если они выпущены до 1 апреля 2014 года, а также на автомобилях, на которые тахографы установили до 24 февраля этого года, заменить аппаратуру на ту, у которой есть блок криптографической защиты, необходимо до 1 января 2018 года.

Усилена ответственность сотрудников автотранспортных предприятий, выпускающих транспорт на линию. Если до сих пор штраф для них за выпуск на линию машин с неисправностями, при которых запрещена эксплуатация, или автомобилей, в конструкцию которых внесены изменения без соответствующего разрешения, составлял от 500 до тысячи рублей, то теперь им придется раскошелиться на сумму от пяти до восьми тысяч рублей.

По данным ГИБДД, количество аварий с грузовиками и автобусами, когда их выпустили на линию в неисправном состоянии или вовсе без осмотра, составляет около 20 процентов ДТП с таким транспортом. При этом несколько лет назад таких аварий было не более трех-четырех процентов.

Проверки работы маршрутных такси показывают, что значительная доля даже легальных маршруток выходит на рейсы в неудовлетворительном состоянии примерно каждая десятая маршрутка технически неисправна, констатируют в Ространснадзоре.

Причем положение не меняется. К примеру, во многих маршрутках некоторые места для пассажиров устанавливаются кустарным способом в нарушение всех возможных требований. При аварии такое дополнительное кресло улетит вместе с пассажиром.

Наконец, с начала мая в России запрещено заниматься извозом с иностранными водительскими правами. Штраф за нарушение 50 тысяч рублей.

Запрет касается только управления транспортом при осуществлении коммерческой деятельности (те, кто приехал в Россию, например, на своей машине на некоторое время, не обязаны получать российские права) и направлен в первую очередь на наведение порядка в сфере пассажирских перевозок.

Финансовая нагрузка на предпринимателей, занимающихся пассажирскими перевозками, становится неприподъемной, сетует предприниматель владелец нескольких маршрутных такси Александр Силин.

Десятки тысяч рублей были потрачены на никому не нужный ГЛОНАСС, затем ввели обязательное страхование ответственности перевозчиков, чуть ли не вдвое выросли затраты на ОСАГО чтобы купить полис, нужно оформлять дополнительные страховки. Теперь вот заставляют закупать еще и тахографы. Вот она поддержка малого бизнеса не на словах, а на деле.

Дмитрий Минаев