Пока Андреас Айгмюллер писал оперу «Обломов», он чувствовал, как из Андрея Штольца превращается в Илью Обломова… Сотрудники Дома-музея Гончарова любят повторять, как часто можно за границей встретить ресторан, бар или клуб под названием «Обломов». Драмтеатр на ежегодном фестивале «Герои Гончарова на ульяновской сцене» показал ульяновцам практически все существующие театральные версии знаменитого романа Ивана Александровича Гончарова. Исследователь Даниэль Шюманн, изучивший «внелитературную жизнь Обломова», пишет также о ряде кинолент, созданных на основе романа «Обломов». Он также упоминает о скандале в Москве, когда некая фирма пыталась закрепить за собой право на эксклюзивное использование названия «Обломов» в качестве товарного знака. Однако суд поддержал позицию владельца одноименного ресторана, сына актера Олега Табакова, Антона. Табаков заявил о том, что фамилия Обломов, отсылающая к роману Гончарова, не может стать товарным знаком, поскольку является частью русского культурного наследия. Название «Обломов» получают также кровати и мебельные гарнитуры, произведенные в Германии.
Опера «Обломов», написанная в 1986-1989 годах немецким композитором Андреасом Айгмюллером, пока остается единственной в своем роде. Айгмюллер увлекся русским искусством в 1980-х годах и даже побывал в Москве и Ленинграде. Однако идея написать оперу «Обломов» принадлежала не ему, а сценаристу Манфреду Биллеру. В 1976 году во Франкфурте-на-Майне уже был снят фильм по его сценарию «Любовь Обломова». И либретто для оперы Айгмюллера написал тоже он. Отдельные номера из «Обломова», исполненные на концертах, фестивалях и на австрийском радио, были приняты публикой и критикой благожелательно.
О работе над оперой композитор рассказал в письме сопредседателю ульяновского клуба «Обломов» Ирине Морозовой. Он поделился впечатлением: в начале сочинения музыки он ощущал себя Штольцем. Но в процессе работы заметил, что открывает в себе черты Обломова, которые все более усиливались, и с этим ощущением ему стало интереснее жить.
В конце концов он осознал, насколько интересен и многогранен этот образ. В центре оперы Айгмюллер поместил балет «Пигмалион и Галатея». Это кульминация оперы, в момент которой Ольга Ильинская признается Обломову в любви.
Предполагая, что оперу исполняют в Германии, директор драмтеатра Наталья Никонорова рассчитывала «привезти» ее на фестиваль «Герои Гончарова на ульяновской сцене», но до сегодняшнего дня опера так и не была поставлена, однако автор получил награду за нее. Композитор считает: основной причиной того, что опера не была исполнена целиком, является сложность партитуры.
Анна Школьная