В нашу редакцию поступило несколько обращений от читателей со схожим вопросом о необходимости замены приборов учета электроэнергии. Жителям приходят некие извещения о том, что их счетчик устарел и по закону не соответствует классу точности, поэтому начисления будут производиться по нормативу, если срочно не заменить оборудование. Как реагировать на такие грозные сообщения? За консультацией мы обратились к специалистам Контакт-центра при Главе города.
Действительно, про класс точности сказано в законе. Согласно п.138 Постановления Правительства РФ №442 от 04.05.2012 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, должны использоваться приборы учета класса точности 2,0 и выше. Однако это не означает, что другие – устаревшие – счетчики не могут использоваться. Могут, и там же в законе прописано, что приборы учета, класс точности которых ниже, могут быть использованы вплоть до:
• истечения установленного для них межповерочного интервала;
• до момента выхода таких приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала;
• истечения установленного срока их эксплуатации.
При наступлении вышеуказанных обстоятельств такие приборы учета (классом точности ниже 2,0) подлежат замене на соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений.
Класс точности и все другие необходимые характеристики, а также указанные сроки можно посмотреть в технической документации к прибору учета. Если у вас есть паспорт счетчика, и по его данным ваш прибор учета соответствует требованиям, тогда и волноваться не о чем.
Однако для Ульяновска с его старым жилфондом характерно использование и устаревших счетчиков с классом точности 2,5. Причем большинство приборов уже давно либо исчерпали свой срок службы, либо давно не проходили поверку. Указанный факт и необходимость замены счетчика может выявить как сам житель, так и обслуживающая организация – исполнитель коммунальной услуги. И в законе прописан порядок этого процесса. Согласно пп.. 82, 83 Постановления Правительства РФ №354 от 06.05.201 1 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.
Также нас часто спрашивают: кто является исполнителем услуги – управляющая организация или поставщик электроэнергии? В связи с принудительным переводом МКД на прямое абонирование в Ульяновске на этот счет возникла определенная путаница. Исполнителем является та организация, с кем фактически заключен договор и кому вносится плата за услуги.
Проверки должны проводиться не реже одного раза в год. Однако сейчас стало распространено, что из подъезда электросчетчики переносят к себе в квартиру. Так вот, в этом случае проверка проводится не чаще раза в шесть месяцев. Оговорен и порядок проведения проверки прибора учета, если для этого требуется доступ в помещение потребителя:
1) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения (например, по почте), или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате и времени допуска исполнителя для совершения проверки;
2) потребитель обязан в течение семи календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем (можно также по почте), об удобных для потребителя дате и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им помещение для проведения проверки.
Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате и времени допуска для проведения проверки;
3) при невыполнении потребителем обязанности по согласованию даты и времени допуска в занимаемое им помещение исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение;
4) исполнитель в согласованные с потребителем дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать один экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта – исполнителем и двумя незаинтересованными лицами;
5) если потребитель не ответил на повторное уведомление исполнителя либо два и более раза не допустил исполнителя в занимаемое им помещение в согласованные потребителем дату и время, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у исполнителя отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета;
6) исполнитель обязан в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности допустить исполнителя в помещение для проверки провести проверку, составить акт проверки и передать один экземпляр акта потребителю.
Как вы сами видите, процедура довольно сложная и практически невыполнимая, если житель задастся целью не пускать к себе в квартиру проверяющих. Со счетчиками в подъездах, конечно, все проще.
Итак, если в ходе проведенной проверки выявляется неисправность прибора учета (истек срок поверки, отсутствуют пломбы, нарушение целостности прибора учета), этот факт отражается в акте обследования. Затем такой прибор учета перестает считаться расчетным, и его показания не принимаются, а оплата производится в соответствии с установленным нормативом потребления.
К слову, в законе указаны дополнительные причины замены, которые распространяются и на новые, даже недавно установленные электросчетчики:
• неравномерное (рывками) вращение диска в приборе;
• неработающий или странно работающий дисплей или индикатор;
• механические повреждения корпуса;
• нарушение герметичности счетчика, разбитое смотровое окно.
Для замены вы можете сами купить счетчик, но делать это лучше в специализированных магазинах и выбирать отечественные, сертифицированные электросчетчики, сделанные на заводе. Это облегчит решение возможных проблем, связанных с ремонтом и заменой счетчика по гарантии. Не нужна поверка для устанавливаемого нового прибора, если с даты его изготовления прошло менее двух лет – для однофазных счетчиков, на трехфазных должны быть пломбы государственной поверки с давностью не более 12 месяцев.
Установкой обязательно должен заниматься квалифицированный специалист из энергоснабжающей организации – штатный электрик. При монтаже он также запрограммирует тарифы. Не выбрасывайте сразу и неразбирайте старый прибор – в ближайшие месяцы он может понадобиться для сверки показаний.
После замены счетчика вызовите специалиста, который опломбирует новый прибор, снимет и запишет текущие показания и начальные (из паспорта прибора).
Если у вас остались вопросы или возникли спорные ситуации, обратитесь в Контакт-центр для получения юридической помощи.