Счетная плата России выяснила, почему, обращаясь за бесплатной медицинской помощью, мы все чаще вынуждены платить врачам из своего кармана. Система поборов в больницах и поликлиниках уже приобрела такие масштабы, что на полном серьезе звучат предложения официально ввести всеобщие соплатежи за медуслуги.
Выяснилось, что программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи во многих регионах РФ сформированы с нарушениями законодательства. К примеру, «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не содержит условий о порядке и размере возмещения расходов, связанных с оказанием экстренной медпомощи. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую помощь, отнесенную к базовой программе ОМС. А норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание медицинских организаций. В результате в 2013 году Ульяновская область утвердила свою программу с дефицитом консолидированного бюджета в 1,084 миллиарда рублей, а в 2014 году – уже в 1,4 миллиарда.
На практике это приводит к тому, что при обращении пациента в поликлинику или больницу ему до минимума урезают медпомощь (на объем фактически выделенных средств) либо отправляют в кассу, чтобы мог доплатить недостающую сумму. В этом году в полном объеме Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) готов возмещать затраты лишь на вызов скорой помощи (1507,4 рубля за один вызов), расходы на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (113109 рублей) и медпомощь по профилю «Медицинская реабилитация» (1293,8 рубля за койко-день). В то же время за одно консультационное посещение врача область готова платить медучреждениям лишь 298,2 рубля при федеральном нормативе 360 рублей, если при этом оказывалась медпомощь – 868,76 рубля вместо 1044 рублей, за один пациентодень лечения в дневном стационаре – 432,5 рубля вместо 559,4 рубля. Более чем в два раза – с 61732,8 рубля до 27656,29 рубля – снижена плата за один случай госпитализации в стационар, а также за один койко-день в медучреждениях, оказывающих паллиативную помощь (741,13 рубля при федеральном нормативе в 1654,3 рубля).
– Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества, – отметил аудитор СП РФ Александр Филипенко. – Объем платной медпомощи увеличился за прошлый год на 14 миллиардов рублей, число больных, пролеченных в стационарах платно, возросло на 12 процентов. Это те же государственные ЛПУ, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС.
Таких несоответствий можно было бы избежать, разработай Минздрав стандарты медпомощи. Однако на сегодняшний день они утверждены лишь для 17 процентов из более чем 9,5 тысячи болезней. В итоге территориальные программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи формируются без учета стандартов медпомощи и их стоимости в нарушение законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании», констатируют в СП.
Начиная с 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 года, уже после принятия программ госгарантий как на 2013, так и на 2014 годы.
– Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие – регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения, – отметил Филипенко.
В итоге, к примеру, стоимость вызова скорой помощи в Ульяновской области (1,5 тысячи рублей) более чем вдвое ниже, чем в Северной Осетии (3,5 тысячи рублей), а стоимость лечения одного больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае в два раза ниже, чем в Кемеровской области (16942 рубля и 30292 рубля соответственно).
По словам директора Научно-исследовательского финансового института Академии народного хозяйства Владимира Назарова, нужно честно признаться, что всеобщего бесплатного здравоохранения не бывает.
– Исходя из имеющихся ресурсов необходимо четко определить, какую медицинскую помощь, по каким стандартам оплачивает государство, – отметил он в интервью «Российской газете». – Необходимо официально ввести небольшие соплатежи за медицинскую помощь. Дети и граждане с низкими доходами из системы соплатежей исключаются для них медицинская помощь остается полностью бесплатной. В качестве первого шага можно было бы попробовать внедрить семейные медицинские счета, за счет которых граждане смогли бы осуществлять соплатеж медицинских услуг, покупать недорогие лекарства, непосредственно оплачивать хорошо стандартизированные и относительно недорогие услуги, которые целесообразно вывести из программы ОМС.
Дмитрий Минаев
Аноним
что все молчат ?
Аноним
тфомс- мыльный пузырь
Врач
“мы все чаще вынуждены платить врачам из своего кармана”, это не врачам, идиот, это за Ваше лечение на которое Ульяновское правительство не нашло денег. Когда начнут оплачивайть полный тариф исчезнут все платные услуги.
Аноним
Полностью согласен! Нужно говорить об этом, пока до каждого дуремара не дойдет, что у нас на медицину выделяются крохи! В этом вся причина.
По уровню расходов на медицину в 2010 году Россия находилась на 106 месте между Белизом и Алжиром со своими 3.2% ВВП. Даже ненавистная всем Украина находилась на 71 месте с 4.4% !!!
http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-health/info
123
Мадам Караулова, из палатки, поднимай народ, защитим медиков от ограбления.