Счетная плата России выяснила, почему, обращаясь за бесплатной медицинской помощью, мы все чаще вынуждены платить врачам из своего кармана. Система поборов в больницах и поликлиниках уже приобрела такие масштабы, что на полном серьезе звучат предложения официально ввести всеобщие соплатежи за медуслуги.

Выяснилось, что программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи во многих регионах РФ сформированы с нарушениями законодательства. К примеру, «Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не содержит условий о порядке и размере возмещения расходов, связанных с оказанием экстренной медпомощи. В норматив за счет регионов включены расходы на скорую помощь, отнесенную к базовой программе ОМС. А норматив за счет ОМС не учитывает расходов на содержание медицинских организаций. В результате в 2013 году Ульяновская область утвердила свою программу с дефицитом консолидированного бюджета в 1,084 миллиарда рублей, а в 2014 году – уже в 1,4 миллиарда.

На практике это приводит к тому, что при обращении пациента в поликлинику или больницу ему до минимума урезают медпомощь (на объем фактически выделенных средств) либо отправляют в кассу, чтобы мог доплатить недостающую сумму. В этом году в полном объеме Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) готов возмещать затраты лишь на вызов скорой помощи (1507,4 рубля за один вызов), расходы на экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) (113109 рублей) и медпомощь по профилю «Медицинская реабилитация» (1293,8 рубля за койко-день). В то же время за одно консультационное посещение врача область готова платить медучреждениям лишь 298,2 рубля при федеральном нормативе 360 рублей, если при этом оказывалась медпомощь – 868,76 рубля вместо 1044 рублей, за один пациентодень лечения в дневном стационаре – 432,5 рубля вместо 559,4 рубля. Более чем в два раза – с 61732,8 рубля до 27656,29 рубля – снижена плата за один случай госпитализации в стационар, а также за один койко-день в медучреждениях, оказывающих паллиативную помощь (741,13 рубля при федеральном нормативе в 1654,3 рубля).

– Выполненные в 2013 году объемы медпомощи в сравнении с нормативами и данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества, – отметил аудитор СП РФ Александр Филипенко. – Объем платной медпомощи увеличился за прошлый год на 14 миллиардов рублей, число больных, пролеченных в стационарах платно, возросло на 12 процентов. Это те же государственные ЛПУ, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС.

Таких несоответствий можно было бы избежать, разработай Минздрав стандарты медпомощи. Однако на сегодняшний день они утверждены лишь для 17 процентов из более чем 9,5 тысячи болезней. В итоге территориальные программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи формируются без учета стандартов медпомощи и их стоимости в нарушение законов «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и «Об обязательном медицинском страховании», констатируют в СП.

Начиная с 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 года, уже после принятия программ госгарантий как на 2013, так и на 2014 годы.

– Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие – регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения, – отметил Филипенко.

В итоге, к примеру, стоимость вызова скорой помощи в Ульяновской области (1,5 тысячи рублей) более чем вдвое ниже, чем в Северной Осетии (3,5 тысячи рублей), а стоимость лечения одного больного с бронхиальной астмой, на которую стандарты медицинской помощи не утверждены, в Приморском крае в два раза ниже, чем в Кемеровской области (16942 рубля и 30292 рубля соответственно).

По словам директора Научно-исследовательского финансового института Академии народного хозяйства Владимира Назарова, нужно честно признаться, что всеобщего бесплатного здравоохранения не бывает.

– Исходя из имеющихся ресурсов необходимо четко определить, какую медицинскую помощь, по каким стандартам оплачивает государство, – отметил он в интервью «Российской газете». – Необходимо официально ввести небольшие соплатежи за медицинскую помощь. Дети и граждане с низкими доходами из системы соплатежей исключаются для них медицинская помощь остается полностью бесплатной. В качестве первого шага можно было бы попробовать внедрить семейные медицинские счета, за счет которых граждане смогли бы осуществлять соплатеж медицинских услуг, покупать недорогие лекарства, непосредственно оплачивать хорошо стандартизированные и относительно недорогие услуги, которые целесообразно вывести из программы ОМС.

Дмитрий Минаев