С массовым внедрением систем автоматической фиксации нарушений Правил дорожного движения количество выписанных ГИБДД штрафов увеличилось в разы, однако растет и доля неоплаченных взысканий, достигнув трети от общего числа.

Законодатели, похоже, прислушались к тем, кто заверяет, что дальнейшее наращивание штрафного гнета на водителей ведет в никуда, и готовы заинтересовать автовладельцев расплачиваться вовремя.

В Управлении Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Ульяновской области констатируют: за первые три месяца 2012 года количество исполнительных производств, возбужденных на основании постановлений ГИБДД, достигло 136 тысяч, что в 2,9 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (рост по всем видам исполнительных производств – 33 процента). По данным ГИБДД, собираемость штрафов сегодня составляет 67 процентов, то есть неоплаченным вовремя остается каждое третье взыскание.

Как поясняют в Управлении ГИБДД по Ульяновской области, столь серьезный прирост штрафов обеспечивают активно внедряемые системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД. В Ульяновске камеры появились в прошлом году.

Тогда ситуацию на дорогах отслеживали лишь около 20 камер. Сейчас их насчитывается уже полсотни. Заработал и единый региональный центр фотофиксации в Барыше, который ежедневно отправляет нарушителям сотни «писем счастья».

Как это происходит? Установленная на дороге камера фиксирует нарушение, снимок отправляется в центр обработки информации. Там компьютер считывает номер машины, находит в базе данные ее владельца, все это сопоставляет и в едином документе пересылает на компьютер оператора. Оператор проверяет полученную информацию: читается ли номер машины, соответствует ли машина, изображенная на фото, той, хозяину которой будет отправлено постановление? Если его ничего не насторожило, он отправляет эту информацию инспектору.

Тот все перепроверяет и ставит свою подпись. После этого письмо отправляется адресату.

По данным регионального УГИБДД, за второе полугодие 2011 года таким образом было составлено около 270 тысяч постановлений.

В автоинспекции признают, что, когда речь идет о десятках тысяч документов, избежать сбоев практически невозможно. Потому распространена ситуация, когда автовладелец получает уведомление от судебных приставов о возбужденном на основании постановления ГИБДД деле, хотя самого постановления он не получал, а значит, не имеет представления о якобы совершенном им нарушении ПДД. Распространены и ошибки системы видеофиксации, которые пропускаются операторами и инспекторами. Только расплачиваться за все это или доказывать свою невиновность приходится автовладельцам.

Чтобы улучшить собираемость штрафов, законодатели подготовили законопроект, который позволит нарушителям ПДД оплачивать лишь половину штрафа, если это сделано в течение десяти дней с момента вынесения постановления. На вооружение решено взять опыт Франции. Там, если человек решил заплатить штраф в течение первых 15 дней после вынесения наказания, с него возьмут лишь половину суммы. В течение месяца – полную сумму. Далее – в двукратном размере.

Как считают эксперты, такая мера позволит властям убить сразу двух зайцев. Во-первых, повысить собираемость штрафов, во-вторых, отбить желание у водителей обжаловать несправедливо, на их взгляд, составленные постановления: ведь на это отводятся те самые десять дней, в течение которых и предлагается оплатить половину штрафа.

На то, что принципиальных автовладельцев, готовых отстаивать свою правоту, поубавится, рассчитывают и в ГИБДД.

Вадим Пилюков