Если бы главным режиссером нашего театра не был Юрий Копылов, то им стал бы Александр Славутский. Сейчас он возглавляет Казанский академический русский Большой драматический театр имени Качалова и приехал с ним к нам на гастроли. Но когда-то в Минкульте всерьез обсуждался вопрос: Копылов едет в Ростовский театр, Славутский – в Ульяновский. В жизни все получилось наоборот, а Славутский из Ростова перебрался в Казань. Он-то и рассказал эту почти детективную историю.
Рассказать о театре накануне открытия гастролей взялись сам Александр Славутский и его жена, актриса Светлана Романова. Конечно, театру аплодировали французские города, Москва, Санкт-Петербург. И хотя, как сказал худрук, труппа предпочитает гастроли в городах с миллионным населением, ей бесконечно милы и такие поездки – по небольшим российским городам. Ульяновск же считают городом с высокой театральной культурой, давними традициями. И не ошибаются. Билеты на Казанский БДТ раскупаются с большой скоростью, и дело не только в рекламе. По мнению Александра Славутского, телевидение заполонил ширпотреб, и сейчас как воздух необходимы традиционные репертуарные российские театры, этим объясняется возрастающий в последнее время интерес к высокому искусству, в том числе и у молодежи. Как растет число молодых зрителей, так молодеет и сама труппа: две трети актеров – студенты театрального вуза, ученики Славутского.
У Казанского БДТ есть своя изюминка, придающая постановкам очарование. Это – любовь к музыке, ее исполняют «живьем», сказал Славутский, имея в виду небольшой инструментальный ансамбль, песни и танцы, включенные в сюжет.
Сегодня, в первый спектакль гастролей, на сцене появится «Пиковая дама». Ее поставили специально к Международному фестивалю в Марселе в 1999 году. С тех пор прошли годы, а «Дама» не стареет, лишь продолжает удивлять, как из такой короткой пушкинской истории режиссер и актеры умудрились «соорудить» такой яркий спектакль, полный жизни, красок, настроения, с его бутафорскими костюмами, феерическими танцами, смешными репризами.
Собственно, благодаря подобным «спецэффектам» все спектакли театра становятся очень зрелищными, даже серьезные и глубокие – похожими на водевиль, но не теряющими главного. Это не игра с публикой, а кредо художественного руководителя, которое, по его словам, и отличает его от серьезного и не любящего уходить от классики Юрия Копылова. Поэтому искушенным ульяновским зрителям будет интересна и знакомая «Трехгрошовая опера», и катаевская «Квадратура круга» в новой интерпретации.
Открытием для себя назвал Славутский сюжеты постановок «Американская шлюха, или Путешествие по России с папой-алкоголиком» и «Дядюшкин сон» по Достоевскому. Сделаем ли мы свои открытия во время казанских гастролей? Для этого надо как минимум прийти на спектакли.
Елена ЗЫКИНА