Летняя пора… Во все времена это, пора бойкой деятельности предпринимателей, торговцев, купцов, период оживленных ярмарок и торгов. А матушка Волга издревле – помощница по перевозке купеческих товаров. Но летний период, также время речного пиратского разбоя.

Волжский судоходный путь всегда был главной транспортной артерией России. Ежедневно по нему шли огромные торговые караваны. Из Симбирской губернии купцы везли хлеб, шерсть, горох, дубовую кору, вино и, конечно же, рыбу. Такие богатства не могли не прельстить речных пиратов. Разбойники орудовали практически по всей Волге. С высоких берегов хорошо видна вся река, и, завидев купеческое судно, разбойники в считанные минуты настигали и грабили их.

Ермак и Степан Разин — излюбленные герои русских народных песен и сказов песен. А ведь именно они были настоящими морскими и речными разбойниками. Легенды рассказывают о сокровищах Стеньки Разина, спрятанных в горных пещерах. Разиным были награблены несметные богатства и одно из основных мест, где атаман спрятал их, современные исследователи считают село Шатромы Ульяновской области и в Жигулях. В 1914 году в поисках клада на волжские берега прибыл инженер Мятлев, потомок Аугюсто фон Роде, который находился в тесной связи с разинцами. Натолкнуло его на эти поиски найденная в сундуке прабабушки запись самого Степана Разина о сокровищах. В указанном месте волжского утеса Мятлеев раскопал разветвленную сеть подземных галерей. Однако раскопки пришлось прервать из-за начавшейся Первой мировой войны.

Легендарный Галанка

Много слухов ходило о легендарном разбойнике Галактионе Григорьеве по кличке Галанка. Сколько бед принес волжским купцам Галанка, плавая со своими молодцами от Саратова до Нижнего Новгорода. Логово разбойника находилось в Жигулях.

Ужас, который наводили пираты на реке, был сродни морскому, когда флибустьеры брали суда на абордаж. За наведение порядка на Волге взялся Петр I и вскоре царю доложили, что разбойник Галанка пойман. Радость купцов была не долгой. Через год разбойник бежал с каторги, но вскоре был схвачен опять. По существующему тогда закону ему вырвали ноздри и на теле сделали метку “вор”. Хитрому Галанке вновь удается бежать и с этого момента дерзость пирата не знает границ. Вздохнули купцы лишь, после того как внезапная болезнь привела к смерти Галактиона Григорьева. «Братки» хоронили атамана пышно и знатно: ладья, на которой лежало тело Галани, до верху была засыпана золотом.

В конце XIX и в начале XX веков кладоискатели изрыли значительные пространства волжского берега в поисках ,,золотой ладьи,, в которой был похоронен Галаня, но все безуспешно.

Сарынь на кичку!

Первое слово, которое произносили пираты, когда врывались на палубу купеческого судна, всегда было «сарынь на кичку!» т.е. ложись лицом в пол. Наиболее опасным для плавания считался участок от Нижнего Новгорода до Казани, где орудовали целые разбойничьи флотилии. Любила «волжская братва» покуражится: и погулять на широкую ногу, и одеться очень богато – в кафтаны, соболиные шапки, сапоги сафьяновые. В конце XVIII века на Волге скопилось более 200 000 человек занимающихся речным разбоем. Зимовали разбойники в основном в лесах. Награбленное в основном прятали в прибрежных горах. Кладоискатели до сих пор ищут эти несметные богатства. В народе о речных пиратах слагали легенды и песни, где они были представлены романтическими натурами, для которых воля — смысл жиз-ни.

Гардкоут

Император Павел I решил положить конец разбою на Волге. В 1798 г по всей реке введен жесткий военно-полицейский контроль. Были изготовлены специальные легкие военные суда – гардкоуты -небольшие гребные, легкие на ходу, вооруженные одной небольшой пушкой на носу и четырьмя фальконетами. Гардкоуты патрулировали Волгу – три на дистанции от Царицына до Астрахани, три от Казани до Царицына и три от Казани вверх по Волге. Уже на второй год от введения гардоутовских экипажей был получен ощутимый результат. Купцы с облегчением вздохнули.

Очередной император Александр I указал взять на учет все прибрежные лодки и заставил выкрасить их в разные цвета. В каждой губернии лодки были своего цвета и имели особые знаки. Для гардкоутных экипажей, за каждую пойманную пиратскую лодку, была введена денежная награда.