Было бы непростительно, если бы по дороге на полуострова Рыбачий и Средний, я пропустил Долину Славы. Стало правилом, что каждый проезжающий по автомагистрали водитель подаёт в честь памяти погибшим звуковой сигнал, или делает остановку, чтобы поклониться им.
Земля Кольского полуострова хранит в себе множество воспоминаний о Великой Отечественной Войне. Одним из самых знаменитых мест воинской славы Мурманской области считается Долина Славы, носившая ранее название Долины Смерти. Это место ассоциируется не только с героическими подвигами красноармейцев и советских моряков, но и с ужасами войны, кровавого противостояния. Неслучайно устрашающее правдивое название этого места сменилось на более торжественное и памятное.
Расположена Долина Славы на 74 километре Автодороги Мурманск – Печенга, неподалеку от разлива реки Западная Лица. Долина простирается между сопок на несколько километров, изредка прерываясь перевалами, ручьями и болотами. Помимо исторической и мемориальной значимости, Долина Славы – это очень красивое место, имеющее редкий для севера равнинный ландшафт. Летом долину покрывает высокая трава и пейзаж этого памятного места действительно выглядит величественно.
Именно здесь, в Долине Славы (Смерти), в 1941 году было остановлено стремительное наступление немецких войск, получивших приказ о захвате Мурманска. Для захвата города через тундру были направлен егерский корпус «Норвегия» генерала Дитля, состоящий преимущественно из австрийцев и норвежцев. Первый серьезный отпор от советских войск противник получил при попытке форсировать реку Западная Лица. Советские войска, под руководством командира полка Иванникова, занимали ключевые высоты в этом районе, что позволило остановить продвижение нацистов. До сих пор на окрестных сопках сохранились многочисленные фортификации, доты и окопы, что говорит о длительном противостоянии и формировании линии фронта. Неоднократно егеря пытались захватить укрепления советских войск, зафиксированы даже случаи рукопашных схваток (все-таки поставка вооружения и боезапаса в бездорожную тундру была затруднена), и в некоторых местах противнику даже удавалось форсировать реку и перейти в масштабное наступление. Стоит отметить, что нацистские войска имели техническое преимущество: авиация и артиллерия сопровождали каждую атаку на позиции оборонявшихся. Ключевой стала дата 8 сентября 1941 года, в этот день немецкое командование бросило все силы на последнюю атаку. Бои продолжались более 10 суток, но неся огромные потери корпус «Норвегия» отступил и перешел в оборону. По официальным данным военных архивов за время противостояния на берегах Западной Лицы погибло более 2000 человек, а материально-техническое обеспечение немецких войск до сих пор разбросанно по окрестным сопкам на несколько десятков километров.
Одним из самых кровопролитных сражений в Долине Славы стала атака первого батальон 137-го горнострелкового полка немецких войск на удерживаемую красноармейцами высоту 183,6. По данным архивов в этом сражении погибли более 300 человек с обеих сторон. По некоторым данным именно подножье высоты 183,6 и прозвали солдаты Долиной Смерти.
На месте событий 1941 года возведен мемориальный комплекс, здесь же расположено захоронение Героев Долины Славы. В 2010-2011 годах комплекс был обновлен и произведено перезахоронение.
ИС-2 (Объект 240) — советский тяжёлый танк периода Великой Отечественной войны. Аббревиатура ИС означает «Иосиф Сталин» — официальное название серийных советских тяжёлых танков выпуска 1943—1953 гг. ИС-2 являлся самым мощным и наиболее тяжелобронированным из советских серийных танков периода войны, и одним из сильнейших танков на то время в мире.
С 1987 года в Долине Славы поисковики ежегодно торжественно хоронят найденные ими останки павших защитников Заполярья. За эти годы выросло большое кладбище.
Содержание найденных при погибших воинов советской армии писем и предсмертных записок перенесены с сохранением почерков, орфографии и пунктуации авторов на гранит.
Уделите 5 минут времени, прочтите их содержание! Они передают истинный патриотизм, преданность Родине, отсутствие страха и веру в победу.
Титовка. Автотрасса Е 105 в Норвегию. В прошлом году не было, в этом году появился пограничный пост. Для дальнейшего проезда требуется наличие Российского паспорта, а для въезда на полуострова Рыбачий и Средний, согласование с Министерством природных ресурсов и экологии Мурманской области.
Силами волонтеров и поисковиков в Титовке создана историко-краеведческая экспозиция “Титовский рубеж”
Здесь начинается территория Государственного Природного парка
Съезжаем на старую немецкую дорогу, именуемую как Пароварская дорога. Другое название этой дороги – “Швабская дорога” (Schwabenweg).
Немцы, надо отдать должное, дорогу строили на совесть. Без цемента и бетона, камень подгоняли по форме и размеру к прилегающему камню.
Эта нить, проложенная немецкими саперами, была тыловой дорогой обеспечения. Начиналась она у Печенги (тогдашнего Петсамо) и выходила на основную дорогу за Новой Титовкой на хребет Муста-Тунтури. Вдоль дороги была проложена телеграфная связь, также существовала грузовая канатная дорога для доставки боеприпасов из Печенги прямо на хребет, которая считалась в то время самой длинной в мире.
Дорога сделана очень качественно. Надо ли говорить, сколько лет минуло с окончания ВОВ? До сих пор дорога в неплохом состоянии, лишь мосты сгнили – северный климат перемолол деревянные опоры в труху.
Здесь сохранились развалины бывшего немецкого госпиталя, выше по хребту Муста-Тунтури находятся сохранившиеся огневые точки: ДОТы (Долговременная огневая точка) и ДЗОТы (Деревоземляная огневая точка).
Уцелевший немецкий домик. По слухам – домик командующего этим участком фронта. Местные его называют “Домик Гитлера”.
Такие виды, сюжеты и панорамы открываются при движении по Пароварской дороге…
Высота «Яйцо», здесь установлены крест и памятная доска на месте боев у бухты Кутовая.
Надпись на мраморной плите гласит: «Остановитесь и склоните головы! Здесь сражались Герои Рыбачьего. На склонах Муста-Тунтури в грозные годы Великой Отечественной войны 1195 дней стояли насмерть воины армии и флота, защищая Советскую Родину»
По дороге на перевал…
Романенко
Перепостил брату, служившему в мирное время подводником в этих местах( совсем рядом). Спасибо, Камиль, от него и от меня)
Автор
Павел Михайлович, покажу еще береговую зону моря и заливы. Именно те места, где они могли находиться.
Путник
Камиль,подскажите пожалуйста,как дорога от Вологды до Медвежегорска.4года не был в тех краях,думаю в сентября вырвусь дней на десять.
Автор
От Вологды до Вытерги нормальная, дальше 50 км разбитая, потом снова отличная. Но на этих 50 км идёт ремонт, думаю, что к сентябрю основные работы завершат, т.к. задействовано много техники.
Если Вы в Мончегорск, то знакомые Вам места:
Путник
Спасибо большое за информацию.Мы дальше на Кольский,посёлок Верхнетуломский,на сплав по Конье -Пече.Открыли для себе Север в 2008, были 4 раза и вновь тянет как магнитом.На обратом пути заедем в Кемь,там кораблем на Соловки,потом Кострома и домой.
Автор
Весь маршрут знаком и почти всё знаю. Вы мне напишите на мыло, я всё подробно объясню. Где, что, почём. Если нужен навигатор, повзаимствую свой. Там забиты все необходимые для ночёвки и перекуса точки, есть номера телефонов для брони и для он-лайн покупки билетов на катера из Кеми. Мой адрес:
zzzz-jjjj@mail.ru
Аноним
Фото как всегда великолепны. Спасибо вам!
Случайно заглянувший муромчанин
Чувствуется мастерство. Ракурсы и сюжеты “не объезжены” нашими местными фотографами. Новый взгляд и точка зрения. Спасибо!
Марат
В Печенге в Братской могиле похоронен мой прадед, Красноармеец Яруллин Мазидулла Каримович! Погиб в 1944 г. Вечная Слава и Память Героям защитникам Родины!!!
Элпис
Камиль, спасибо,великолепная подборка фотографий. И дай Бог всем нам памяти.