Протоиерей Артемий Владимиров, старший священник Алексе-евского ставропигиального женского монастыря, который также является заместителем декана факультета Академии ракетных войск стратегического назначения, выразил свое недовольство школьной программой по литературе. По его словам, «из всего огромного богатства русской литературы, в которой существует множество произведений для формирования идеала семьи, методисты выбрали произведения, совершенно не подходящие для этого». Протоиерей указал, что в таких рассказах, как «О любви» Чехова, «Куст сирени» Куприна и «Кавказ» Бунина, воспевается свободная любовь. В одном случае обманутый муж убивает себя, в другом – распадается семья, в третьем адюльтер заканчивается ничем.
«Эти яркие художественные образы – это мина замедленного действия для наших детей. Наша комиссия должна обратиться с предложениями в департамент образования», – призвал отец Артемий, который, отметим, является членом Союза писателей и внуком Агнии Барто.

В свою очередь Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) в ток-шоу на канале «Россия», ссылаясь на своих коллег-педагогов, возмутился, что такие стихотворения, как «Памятник» и «Я вас любил» Александра Пушкина и «Выхожу один я на дорогу» Михаила Лермонтова, теперь не обязательны для изучения в школе, как не обязательны романы «Война и мир» Льва Толстого и «Преступление и наказание» Федора Достоевского. При этом епископ заявил, что, несмотря на наличие у Церкви претензий догматического характера к Льву Толстому, «никто не отрицает, что это великий писатель», а «Война и мир» -«базовое произведение для русского человека».

В то же время в романе-эпопее Льва Толстого также имеются, по терминологии протоиерея Артемия Владимирова, описания «свободной любви». В качестве примера можно привести любовную связь Элен Курагиной и Федора Долохова. Кроме того, одна из главных героинь романа Наташа Ростова, изображаемая в отечественной литературоведческой традиции как образец русской женственности, одновременно влюблена в нескольких мужчин, включая учителя танцев.

Выяснить отношение самих людей к литературе и писателям решили социологи. В преддверии Дня писателя, который отметили 3 марта, специалисты «Левада-Центра» спросили россиян, кого из отечественных литераторов они считают самыми выдающимися. В тройке лидеров оказались Толстой, Достоевский и Чехов. За них отдали свои голоса 45, 23 и 18 процентов респондентов соответственно. В первую десятку также вошли Пушкин, Гоголь, Шолохов, Булгаков, Тургенев, Горький и Лермонтов.

Во второй десятке с Куприным, Буниным и Некрасовым соседствует Дарья Донцова, а Борис Акунин обогнал Грибоедова, Александра Островского и Владимира Набокова. Набоков набрал всего два процента голосов, это меньше статистической погрешности. Такое же количество россиян выбрали Пикуля, Симонова, Алексея Толстого, Шукшина, Салтыкова-Щедрина, Астафьева, Пришвина и Лескова.

По одному проценту голосов досталось Фадееву, Паустовскому, Карамзину, Беляеву, Зощенко, Ильфу и Петрову, которые в отчете социологов идут в одной строке, а также Распутину, Николаю Островскому, Устиновой, Иванову, Кассилю, Марининой, Пастернаку, Пелевину, Быкову, Гончарову, Михалкову, Платонову, Айтматову, Мамину-Сибиряку, Носову, Рыбакову, Чернышевскому, Васильеву, Довлатову и Ефремову.

Перечень писателей, за которых отдано еще меньше голосов, выглядит следующим образом: Гранин, Стругацкие, Бианки, Даль, Макаренко, Твардовский, Булычев, Гайдар, Задорнов, Замятин, Крылов, Полевой, Проскурин, Тополь, братья Вайнеры, Войнович, Каверин, Леонов, Радзинский, Успенский, Алексеев, Герман, Гумилев, Короленко, Лукьяненко, Бажов, Ломоносов, Нагибин, Плещеев, Улицкая, Чуковский Кроме того, 12 процентов участников опроса заявили, что никого из российских литераторов не могут назвать выдающимися. Ранее Достоевский, Толстой и Пушкин вошли в рейтинг самых цитируемых в мировом научном сообществе писателей.

Отметим, что борьба за нравственность и традиционные ценности в стране в последнее время приобретает отчасти сюрреалистический характер. Так, в Краснодаре, в ходе празднования Масленицы, вместо традиционного чучела сожгли книги американского писателя Генри Миллера. «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера – архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей. Русский мир отмечает праздник весны, но нужно ли нам цветение радужной Европы с ее генитальными подснежниками и распятыми розами? Лучше ядерная зима, чем черная весна!» – пояснили активисты.

Андрей НОВИКОВ