Перф» на слэнге галеристов – перфоманс. Перфоманс (также употребительное название — перфо́манс, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время.

Заметка носит предварительный характер. Окончательные выводы стоит делать после появления анонсируемого окончательного проекта. Хотелось бы уйти как от юношеского восторга Саши Кошелева, так и от параноидальной позиции хронических охранителей.

Как это выглядит на текущий момент. Что имеем:

Приезжал Гельман, всё осмотрел, бросил клич, подсуетились какие-то местные «художники» и прочие деятели искусства. Суетились зря. Гельман выбрал самое простое – объект недвижимости, в который вложилась империя на 100-летие своего вождя. Причем за бортом остались нелакомые куски целого – Парк Дружбы народов, Венец (набережная), комплексы прилегающих зданий.

То есть местное искусство, вообще «местное», пока, насколько я вижу, так и осталось в стороне.

Далее несколько цитат из анонса проекта:

«Музей Кино в Москве недавно потерял помещение, то есть эта тема актуальна для всего киносообщества России».

«Ленин как ключевой персонаж в российском кино – это будущее».

Эти цитаты стилистически и, что печальнее, содержательно «аргументы» Остапа для провинциальных профанов (см «Нью Васюки»). Насчет Ленина – ключевого персонажа российского кино я как то даже не понял о это о чем. Для какого уровня имбецильности? Но следующее для региона опаснее:

«при этом “памятник Ленину” не демонтируется. Появляется, как когда-то в одном перфе новая табличка “памятник великому русскому актеру Имяреку сыгравшему Ленина в фильме… То есть по отношению к историческому наследию проект безупречен».

Да, памятник Ленину не демонтируется – он ПРОФАНИРУЕТСЯ. И профанируется во вред региону. Это подлое в проекте. Подменить то, что является для многих идеей, дешевой хохмой, «перфом» – значит надругаться над смыслом. Перевести живое (хотя бы для кого то) в труху. Даже с позиции прагматика, Ленин – КЛЮЧЕВОЙ БРЕНД УЛЬЯНОВСКА (см ниже). Гельман под сиюминутные интересы хочет походя отобрать у Ульяновска и это. А Губернатор недооценивает здесь политические риски. Подобное глумление над Лениным не его Родине – это тоже потенциальные «гастроли». Вполне реальные протестные гастроли всего коммунистического сообщества России (или шире) в противовес крайне виртуальных «всего киносообщества России».

Касаемо кинопереспектив. Инфраструктура кинопроизводства и даже тусовки в России сложилась. В конфликтах, борьбе и работе. Это и организационные схемы, и набор кинофестивалей, и «первые лица». Походя включиться в эти схемы провинциальному городу, который просто имеет хорошее помещение реально? Делаем мы натужный «Фестиваль Леонтьевой» с пустыми залами – за счет чего город потянет большее? Если Гельман видит подобную схему – пусть предоставит конкретный план ДОЛГОВРЕМЕННОЙ работы такого киноцентра, по которой были бы видны его перспективы.

Далее по фигуре самого Гельмана. Я благодарен Марату за одну историю. Лет пять назад одна наиболее ретивая ульяновская районная прокуратура запустила процесс заведения уголовного дела по факту перепечатки на Улпрессе стихотворения Емелина «Смерть ваххабита». Судя по всему, просто выполняли план. Попытки указать на бесперспективность и риски этого дела (стихотворение десятки раз публиковалось в печати и сети) ни к чему не привели до тех пор пока я не вбросил тему в Москву. Емелин, говорят, некоторое время ходил белый. Спасибо Марату – он вмешался и популярно объяснил кому надо какого масштаба скандал они могут спровоцировать. Это личное.

Касаемо общественного нужно понимать что успех чиркуновской Перми прежде всего в фигуре самого губернатора, который закрутил вокруг себя целый вихрь процессов. Одним Гельманом этот публичный PR-успех не повторить. Проект Гельмана сыграл локальную роль. И, что главное, создание Пермского центра дизайна, например, – это взращивание местной инфраструктуры через ресурсы, которые Марату действительно доступны. Через то, что входит в сферу его компетенций. То есть эта схема изначально рабочая. Но насколько «рабоч» кинопрожект? Входит ли в круг компетенций Марата кино? Я понимаю, что в процессе освоения бюджета реально привезти сюда хоть Памелу Андерсон на пару с Литвинович, но насколько реально сделать так чтобы проект действительно заработал? Что для этого РЕАЛЬНО имеет Ульяновск? Местами неплохие декорации для натурных съемок под 19 век? Пожалуй. Но это всё. Анализируя реальные возможности придется признать что «Музей кино» станет такой же погремушкой, которой на сегодня является и «Филиал центрального музея Ленина» с муляжами, и второстепенными экспонатами. Но! Минус – Ленин, под которого это, в конце концов, создавалось и который для нас реальный, прости Господи, бренд (см ниже). Инновация ради инновации? И бюджета?

Есть еще один аспект. Почитайте тексты главного оппонента Гельмана в Перми может быть самого известного на текущий момент русского писателя Алексея Иванова. Почитайте о том, насколько гастроли Врубеля-Осмоловского и Синих носов (арт-команды Гельмана) обескровили местную культуру. Проанализируйте его аргументы. Это важно.

Есть два проекта – проект гастролёра (при всем уважении – это так) единовременно осваивающего бюджет региона. Вы можете поверить, что Гельман будет курировать проект постоянно и нагружать его «кинособытиями»? Я нет. Проект засохнет после того, как «будет реализован». То есть сразу после того как Ульяновск получит «Музей кино». Нужный только Шабалину, который под серьезным брендом будет гонять в зале дешевые блокбастеры. Город потеряет культурный центр, которым он ЯВЛЯЕТСЯ на текущий момент. Кто то заработает денег.

Второй проект. Включиться в работу над главным брендом Ульяновска. Города – Родины Ленина. Проектом, который мог бы сконсолидировать общество. Красных – понятно почему, а белых на основе бизнес-плана и простой логики туристического бизнеса. И давайте уйдем от оголтелого либерализма 90-х. Это давно не модно в конце концов. Ленин есть и будет. Выстраивать стратегии нужно адекватно и исходя в том числе из этого. Миллиард населения красного геометрически богатеющего Китая под боком. По прежнему огромные по численности «левые» Запада – милости просим. Вот что действительно глобально и амбициозно. Вот что имеет реальные перспективы просто потому, что имеет логику и смысл. Интересно, что Пинков как нормальный здравомыслящий мужик скорее интуитивно уже работает именно в этом направлении. Проект реконструкции улицы Ленина можно рассматривать как шаг на этом пути. Для заповедника типичной провинции 19-го века (в которой родился Ленин в том числе) у нас многое сохранилось. Шире: на носу мировой юбилей Гончарова. Уплотнительные Версали город покалечили, но пока не настолько глобально. С инфраструктурой «под старину» у нас более менее. Включать нужно маркетинг, PR, программы продвижения на международном уровне. Проект «Русский город 19 века. Родина Ленина» может стать ядром, на который реально нанизать комплекс туристических программ. Бог не обидел Ульяновск природой, минеральными водами, водными пространствами. По ветрам у нас отличные условия для развития наимоднейших водных видов спорта – серфинга, кайтинга и прочих. Есть масса других направлений – над всем просто нужно работать.

PS Проект Гельмана мог бы войти в большой проект “Ульяновск – Родина Ленина» как локальный. Думаю, кинолениниана тянет на то чтобы выделить ей пару комнат в Ленинском Мемориале. Если в конкретике проекта мы увидим что то действительно интересное – можно отдать и целое крыло. Но открыто и не вступая в конфликт с логикой большого целого.

Насчет «простаивания» Ленинского Мемориала. Простите – я в нём бываю регулярно. На концертах отличного местного симфонического оркестра, на хороших выставках, бывает – просто побродить. Ленинский Мемориал сегодня – это культурный центр регионального значения. «Простаивает» он для завсегдатаев кабака, для тех, для кого «простаивает» всё то, что не приносит денег. Пространство вокруг Мемцентра и без того беспредельно захламили. Кабаками, дешевыми дискотеками, аттракционами, пьянством и грязью. Дело шабалиных побеждает – попкорн проник и внутрь. Центр Ульяновска – уникальное редкое место. В том числе и зарабатывать на нем нужно по другому. Только тупостью и равнодушием тех, кто распоряжается этим местом можно объяснить то, что центр низвели до спального района с теми же грязными кабаками и дешевыми дискотеками.

В завершении вспоминая любимую регион-PR-линию Гельмана насчет «посрамленных скептиков». Сделано красиво, но для подростков и тех клонов, для которых Мемцентр «пустует». Наш город по умолчанию наше общее дело. Это пространство в котором живем мы и будут жить наши дети. И давайте в начале разговора о проекте сразу отставим за скобками эту PR-шелуху. Если человек, говоря что «Ленин это будущее российского кино», говорит это мне с серьезным видом, выглядит как оскорбление, честное слово.

Ну а совсем в заключение повторюсь. Проекта пока мы не видели. Будем надеяться что Марат добавит туда хоть каких то входящих. А пока – см выше.