Много разговоров и сомнений витает в воздухе относительно участия Ульяновской области в проекте «Культурная столица Европы». О том, на что позарились, какое мы на то имеем право, что даёт нам это звание, мы беседовали с заместителем председателя правительства региона Тамарой Девяткиной.
– Какие, на ваш взгляд, есть исторические предпосылки Ульяновску называться Культурной столицей Европы?
– Ульяновск – Симбирск – родина талантов. Эта фраза стала брендом нашего региона неслучайно. Вы знаете, что симбирская-ульяновская земля дала миру множество великих имён. Это выдающиеся поэты Николай Языков, Дмитрий Минаев, писатели Сергей Аксаков, Иван Гончаров, юбилей которого на государственном уровне мы отпраздновали в июне, декабрист Василий Ивашев, историк, писатель реформатор русского языка Николай Карамзин, юбилей которого также на государственном уровне мы будем праздновать в 2016 году, политические деятели Владимир Ленин, Александр Керенский, наши современники – художники Аркадий Пластов, Никас Сафронов, телеведущая Валентина Леонтьева, и многие, многие другие. Этот список можно продолжать долго. Это как раз те имена, которые составляют огромный пласт не только российской, но и мировой культуры, и создают предпосылки называться Ульяновску Культурной столицей Европы. Это первое основание.
Второе. Традиционно Ульяновская область была очень привлекательна с точки зрения туризма. Ежедневно в Ульяновск прибывали по три теплохода туристов из западных, причём не соцстран, и Америки.
Этот тренд мы должны возродить. Хорошим «помощником» здесь может быть «Музей СССР». Да и вообще, нам есть, что показать туристам. Я имею в виду наше музейное сообщество. Кроме того, в туристский бизнес нужно шире вовлекать промышленные предприятия. В Германии, например, каждый заказавший себе автомобиль БМВ, может приехать на конвейер завода и посмотреть, как проходит сборка его персонального автомобиля. Поэтому здесь у нас много перспектив. Это заводы «УАЗ», «Авиастар», если хотите, то и ГНЦ НИИАР, ДААЗ в Димитровграде.
Третье. Географически Ульяновская область расположена в европейской части России. Это тоже немаловажный момент. Об этом говорил губернатор на публичных слушаниях Еврокомиссии в Брюсселе 2 марта 2011 года, когда там обсуждали судьбу Культурной столицы Европы после 2019 года. Кроме того, Евросоюз заинтересован в том, чтобы Россия стала страной более открытой, более свободной, более дружественной и толерантной. И в этом наши устремления совпадают. Мы считаем, что именно программа «Культурная столица Европы» как раз является самым эффективным инструментом для повышения открытости, толерантности, укрепления дружеских контактов и связей. От участия нашей страны в этой программе выиграем и мы, и Евросоюз.
Мы готовы предложить для своих европейских партнеров в сфере культуры особые преференции. Так, как это мы предлагаем инвесторам в сфере экономики. Об этом губернатор заявил на тех слушаниях.
Четвёртое.У нас в регионе последнее десятилетие проводится масса мероприятий различного масштаба, которые интересны широкому кругу экспертов. Кроме того, Ульяновская область находится на первых позициях не только в ПФО, но и в России по инвестиционной привлекательности. К нам в регион пришло очень много зарубежных фирм и предприятий, на которых царит своя культура производства. И через экономическое сотрудничество мы интегрируемся в мировое пространство, в глобальную экономику. Это тоже позволяет нам претендовать на статус Культурной столицы.
Пятое.Мы перестроили управление отраслью культуры под эту мегазадачу – создали в прошлом году первыми в России министерство искусства и культурной политики. Последнее слово в названии министерства – ключевое. Оно подчёркивает системность нашей работы. В этом году начал свою работу фонд «Ульяновск – культурная столица», открыт первый в России культурный бизнес-инкубатор «Кvартал».
И, шестое, самое главное – у нас есть огромное желание, если хотите, политическая воля получить этот статус и одиннадцатилетний опыт.
– В 2001 году, как известно, Ульяновск стал культурной столицей Поволжья – с этого всё и началось? Как было принято решение об участии в программе «Культурные столицы Европы»?
– Скажу так – шаги далеко не первые. Их было гораздо больше – 11 долгих лет мы системно занимаемся этим вопросом.
Итак, 11 лет назад в ПФО был реализован проект «Культурная столица Поволжья», построенный по той же модели, что её европейский прототип. В 2001 году Ульяновск получил этот статус. В 2004 году Димитровград стал Культурной столицей. В 2005 году там же был проведён последний марафон культурных столиц Поволжья.
Тогда я была заммэра города Димитровграда. По своему личному опыту я знаю, насколько тогда участие в подобной программе объединило людей и придало мощный импульс развитию города буквально во всех сферах, развитию творческого потенциала и расширению культурных контактов, укреплению инфраструктуры не только отрасли культуры, но и образования. В городе появилось много памятных мест, мест отдыха горожан, изменился менталитет.
Продолжением этого опыта стали наши инициативы по распространению данного проекта на страны СНГ. И, что самое интересное, они были поддержаны на самом высоком уровне. Вы знаете, что в прошлом году Ульяновск наряду с белорусским городом Гомель получил статус Культурной столицы Содружества.
Поэтому этот без преувеличения огромный опыт позволяет нам претендовать на статус Культурной столицы.
– Как, на ваш взгляд, можно повлиять на скептические настроения жителей региона относительно участия в этом проекте?
– Я бы не согласилась с постановкой вопроса. Я вижу, скорее, скептическое отношение к Ульяновску, как к «культурной столице», потому что каждый житель региона имеет свои критерии этого понятия. Для одних – это чистые улицы, грамотная речь, приветливые люди, для других – яркие культурные события европейского уровня, фестивали и фейерверки.
Любая новая идея в любом обществе без исключения сначала вызывает отторжение, неприятие. Вспомните движение луддитов (по имени легендарного подмастерья Неда Луда) в Англии в конце 18 – начале 19 веков, которые выступали против внедрения машин в промышленное производство. Однако прошло время, и люди поняли, что машины, станки даны им во благо – облегчили их непосильный труд. Так и здесь.
Помню, что в конце 2010 года, когда Ульяновск был объявлен Культурной столицей Содружества, в ульяновских кругах разгорелась острая дискуссия. В принципе, она и сейчас не утихает. Это хорошо! В споре рождается истина. Это свидетельствует о том, что тема интересна и актуальна.
Готовясь к интервью, я пересмотрела статьи в сети Интернет. Если посмотреть на комментарии к статье «Кто сказал, мы – провинция? Ульяновск – столица!», опубликованной 27 октября 2010 года на Улпрессе, там их 78 и все негативные. Сейчас к статьям о культурной политике комментариев негативных меньше. Потихоньку происходит перевес в сторону принятия идеи Культурной столицы. Это хорошо! Пройдёт время, и люди будут воспринимать эту идею как нечто само собой разумеющееся, без чего жить нельзя! Ведь сегодня мы не можем жить без сети Интернет, сотового телефона.
Теперь о том, как можно повлиять на скептические настроения жителей региона относительно участия в этом проекте? Здесь два пути – через воспитание и вовлечения людей в этот мегапроект.
Первый путь долгий. Начинать его надо с детского сада, со школы. Что мы и делаем. Уверена, что у молодого поколения к 2020 году уже будет устоявшееся мировоззрение по данному вопросу.
Что касается людей среднего и старшего возраста, то их мы вовлекаем в культуру через мероприятия (афиша культурных событий последние два года очень разнообразна), которые проводятся в регионе. Вовлекаем людей в творчество.
Например, недавно в ДК «Губернаторский» состоялся II всероссийский фестиваль «ГОРОД ТВОРЧЕСТВА». Это фестиваль творчества и рукоделия. Он проводится для приобщения максимально широкого круга людей разных возрастов к различным видам домашнего творчества, выявления, а в дальнейшем, развития и поддержки талантливых людей. Кроме того, созданный в этом году первый в России культурный бизнес-инкубатор «Кvaртал» также нацелен на поддержку творческих людей вне зависимости от пола и возраста.
Таким образом, воспитывая детей, подростков, вовлекая людей зрелого возраста в культурные, творческие процессы, мы сможем побороть скептические настроения, сделать людей нашими сторонниками, активными участниками процесса.
– Как вы оцениваете работу фонда «Ульяновск – культурная столица»? Какие шаги предприняты сегодня на пути к этому званию?
– Официально фонд «Ульяновск – культурная столица» был зарегистрирован в июле 2012 года. Однако, как я уже говорила, работа в этом направлении ведётся практически с 2001 года.
Сейчас, с созданием фонда «Ульяновск – культурная столица», развивается серьёзная системная работа по формированию информационного поля, связанного с европейской программой, её принципами, условиями участия городов, самыми яркими проектами. Уже сейчас на сайте фонда можно найти материал по этой теме.
В фонде работает команда, которая знает программу не понаслышке. Это менеджеры, управленцы, которые работали в разных городах во время реализации программы «Культурная столица Поволжья». Кроме этого, мы активно привлекаем экспертов российского и европейского уровня для координации наших действий. Все это способствует эффективному использованию тех ресурсов, которые есть у программы «Ульяновск – культурная столица».
Проведение второго международного культурного форума в сентябре 2012 года показало жизнеспособность команды фонда. Эта оценка была дана самыми разными экспертами – участниками деловой программы.
Сейчас фондом ведётся активная работа по формированию концепции Кластера творческих индустрий Ульяновской области. Мы проходим этап общественной экспертизы идеи создания такого кластера. На круглых столах и дискуссионных площадках высказываются самые разные – иногда прямо противоположные мнения по этому вопросу. Наша задача – выслушать все предложения, мысли, идеи и сделать грамотную концепцию. Работа подобного рода проводится впервые в России, отсюда – к нам огромное внимание со стороны не только других регионов нашей страны, но и европейских стран – «а получится ли это в России? Создадут ли они первый российский культурный кластер?» Ответственность огромная, задача серьезная, и для её решения потребуются ресурсы всего региона.
– Какие наши культурные учреждения, коллективы, отдельные люди искусства, на ваш взгляд, могут составить конкуренцию европейским?
– Мы не устаём повторять, что ульяновская земля – это родина талантов. И этот постулат относится не только к гениальным уроженцам симбирского края прошлых времён – нынешнее поколение не менее талантливо и трудолюбиво. Если перечислять лишь лауреатов многочисленных конкурсов международного уровня, на которых наши земляки удостоены самых высоких наград, получится весьма обширный список. В списке именных стипендий регионе только около трёхсот фамилий. И этот факт свидетельствует о том, что культура Ульяновской области не просто конкурентоспособна, она во многом качественно превосходит зарубежные аналоги. Это относится и к признанным профессиональным коллективам, и к самодеятельным, и к детскому творчеству.
К примеру, успешные зарубежные гастроли Ульяновского драматического театра имени Ивана Гончарова показали, как велик интерес к традициям русского театрального искусства.
Достойны всемирной славы Музей Ивана Гончарова и Палеонтологический музей в Ундорах.
Несомненным успехом зрителей пользуются концерты коллективов Ульяновской областной филармонии. «Жемчужиной» любого концерта становится выступление эстрадного балета «Экситон» под руководством Елены Барткайтис, Ульяновский государственный академический симфонический оркестр.
«Визитной карточкой» Ульяновской области может с честью считаться Заслуженный коллектив народного творчества РФ ансамбль танца «Волга». Достойны самых лучших концертных площадок Европы хор заслуженного работника культуры России Александра Додосова и народный коллектив студия эстрадной песни «Соловушка» под руководством заслуженного работника культуры Ольги Нужиной. Наши юные художники Карсунской детской школы искусств имени Аркадия Пластова известны далеко за пределами Ульяновской области, а работы ульяновских мастеров – народных художников России Аркадия Егуткина, Виктора Сафронова, димитровградской художницы Ольги Юдинских и многих других – украшают частные коллекции и галереи мира. Возможно, я не назвала имена ещё многих замечательных деятелей культуры, но уверена, что с каждым годом будет расти число талантливых людей, достойных конкурировать с ведущими европейскими и мировыми представителями различных видов искусства.