Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области Александр Яшин считает дорожную отрасль одной из самых коррупционно емких. Для такого заключения у него есть все основания.

Вместо пролога
Где еще встретишь такой махровый букет нарушений, а то и откровенного попрания российских законов? Судите сами: недостаточный контроль над качеством ремонта, несоблюдение подрядчиками нормативов и стандартов, злоупотребления при расходовании бюджетных средств, выделенных на ремонт дорог, использование некачественных строительных материалов…

Проблема возникла достаточно давно, и решением ее регион занят далеко не первый год. Чаша весов стала медленно, но верно склоняться в пользу закона с 2015 года, когда в Ульяновской области, во многом по инициативе губернатора Сергея Морозова, было положено начало формированию системы общественного контроля в дорожной отрасли. Процесс пошел неожиданно быстро и к началу нынешнего года число жителей региона, принимающих активное участие в общественном контроле над состоянием дел в дорожной сфере, перевалило за тысячу человек.

То яма, то канава
Принимаемые меры дали ощутимые результаты. Только за два минувших месяца активисты-общественники выявили и устранили более сотни нарушений, допущенных подрядными организациями в ходе ремонта дорожной сети. Среди них наиболее типичными оказались такие нарушения, как отсутствие укрепления кромки дорог, занижение уровня укладки асфальтобетонного покрытия, отсутствие съезда с дорог, несоответствие используемых в работе материалов.

Общественными проверками в селах Старый Белый Яр, Татарский Калмаюр, Поповка Чердаклинского района установлены такие недостатки, как неровности на полотне, шелушение и трещины. Как и полагается в таких случаях, составлены акты, получены гарантии и заверения в том, что выявленные нарушения будут устранены за счет средств подрядной организации.

Потребовалось оперативное вмешательство муниципального Общественного совета по профилактике коррупции, чтобы начали устранять нарушения на улицах Коминтерна, Ворошилова, Октябрьской, переулке Заводском в рабочем поселке Кузоватово, где дело доходило до разрушения кромок и полотна дорог.

В селе Артюшкино Сенгилеевского района на территории местной школы даже невооруженным глазом было видно, что асфальт вокруг храма науки имеет ненадлежащее качество. Сделали вырубку, провели лабораторное исследование. И нашли подтверждение опасениям: коэффициент уплотнения покрытия не соответствует требованиям Госстандарта. Был сделан жесткий вывод: контракт надо расторгать и с подрядной организацией прощаться.

В адрес уполномоченного поступило обращение от жителей рабочего поселка Карсун. Они сообщали, что по улице Языкова дорога была отремонтирована совсем недавно, в 2016 году, но уже начала разрушаться. Проверку проводили комиссионно и с выездом на место. Установили, что жители улицы обратились за помощью к губернатору Сергею Морозову. Он пошел им навстречу, дал поручение чиновникам изыскать средства и отремонтировать дорогу. Те, сломя голову, бросились исполнять команду. Ремонт дороги провели внепланово. Но в ретивости своей при составлении проектно-сметной документации специалисты дорожного хозяйства «забыли» включить в смету отсыпку обочины, отсюда, как следствие, частичное разрушение полотна дороги. Причину недоработки специалисты объяснили нехваткой средств. Ситуацию спас тот факт, что благодаря своевременно полученной информации подрядчик провел ремонтные работы в рамках гарантийного срока.

Умолчание – знак чего?
Не обходится без казусов. Так, например, уполномоченному поступило обращение из села Старые Алгаши Цильнинского района. В нем содержалась просьба-требование провести проверку по факту ремонта дорог по улицам Полевой, Колхозной и Князькина. Действительно, в рамках муниципальной программы «Развитие транспортной системы Цильнинского района» на указанных улицах был проведен ремонт щебеночного покрытия. Почему нет асфальта? Программа не предусматривает ремонт с его использованием. Изучение сметы показало, что на ремонт было выделено почти 5,5 миллиона рублей, из которых около 4,6 миллиона составили средства областного бюджета, оставшуюся сумму – бюджета местного. Нарушений в ходе ремонта не выявлено, все работы проведены согласно проектно-сметной документации и приняты с участием представителей общественного контроля. Всего-то и требовалось в ходе ремонта проинформировать население о производимых работах и понесенных расходах, чтобы не возникали неуместные вопросы.

В продолжение темы. В ноябре 2017 года Александр Яшин получил обращение из Палаты справедливости и общественного контроля Мелекесского района. В нем говорилось об отсутствии ремонта на предусмотренных планом участках дорог Димитровград – Чувашский Сускан и Димитровград – Чувашский Сускан – Дивный.

В действительности ремонт изначально был запланирован. Но возникли непредвиденные обстоятельства. В связи с гибелью российского летчика при исполнении служебного долга в Сирии, малой родиной которого является село Русский Мелекесс Мелекесского района, в планы в экстренном порядке пришлось вносить изменения. Денежные средства были перераспределены на ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги межмуниципального значения Димитровград – поселок Дачный – Русский Мелекесс. Ремонт этой дороги потребовался для обеспечения беспрепятственного проезда похоронной процессии с участием представителей Министерства обороны России к месту захоронения.

То ли дорога была настолько плоха, что по ней не смогла проехать похоронная процессия, то ли возникли иные обстоятельства, но, как и в случае с Цильнинским районом, население об изменении планов не проинформировали. Возникли вопросы. Тем более что Мелекесский район в этом отношении является своего рода «горячей точкой». Дело в том, что хозяйничающие здесь много лет нефтяники не просто бурят скважины и качают «черное золото», но и своими мощными нефтевозами, под которые местные дороги никак не приспособлены, эти самые дороги разбивают буквально в хлам. Но вкладываться в их ремонт не желают. В нашем случае принято решение работы по ремонту дорожного покрытия на автодорогах Димитровград – Чувашский Сускан и Димитровград – Чувашский Сускан – Дивный выполнить в полном объеме.

Денег – завались!
Мы часто ищем героев и антигероев на стороне. Не надо. Они рядом с нами. Взять хотя бы Вешкаймский и Чердаклинский районы. Общественные контролеры в этих муниципальных образованиях, не чиновники, заметим, по итогам прошлого года проявили завидную активную деятельность. Они не только обеспечивали своим контролем качественный ремонт дорог, но и принимали меры к сохранению дорог, ранее отремонтированных.

А вот об администрациях Барышского, Старокулаткинского и Цильнинского районов этого не скажешь. Даже с подачей информации о ходе общественного контроля в дорожной сфере на своих территориях они особо не торопились. Кто им в этом мешал: власть, суд, прокуратура, полиция? Такие, с позволения сказать, активисты первыми начинают «искать правду», когда у них по их же собственной вине начинают сыпаться, рушиться и приходить в негодность дороги.

При всех сложностях опыт Ульяновской области по организации общественного контроля над ходом ремонтных работ в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» руководством Федерального дорожного агентства и ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» признан положительным.

Сулит хорошие перспективы и ближайшее будущее. Глава региона пообещал, что в 2018 году на ремонт автодорог Ульяновской области будут выделены рекордные 10,1 миллиарда рублей. Из них более 4 миллиардов планируется направить на автодороги федерального значения, более 3 миллиардов – регионального, свыше одного миллиарда рублей – на ремонт местных дорог.

Столь существенное увеличение финансирования в первую очередь связано с участием Ульяновской области в таких федеральных программах, как «Устойчивое развитие сельских территорий», «Жилище», приоритетных проектах «Безопасные и качественные дороги», «Формирование комфортной городской среды».

Без контроля – никуда
И, конечно же, получит свое дальнейшее развитие система общественного контроля в дорожной отрасли. Недаром этому вопросу было посвящено совещание, которое провел председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин. А инициаторами проведения встречи выступили уполномоченный по противодействию коррупции и региональная Общественная палата.

В ходе совещания рассматривались вопросы выполнения программы дорожных работ в городе Ульяновске, реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», работ по благоустройству, а также организации контроля качества дорожных работ в областном центре.

Председатель правительства особо отметил, что в Ульяновске, как и в целом по региону, ведутся масштабные ремонтные работы на автодорогах. Однако в условиях ненадлежащего контроля над их строительством и ремонтом имеют место случаи, где такие работы проводятся с нарушением технологий и стандартов, что вызывает справедливые нарекания, становится темой общественного обсуждения и дискредитирует проводимую работу.

В этих условиях администрация города обязана сделать сферу ремонта и строительства автомобильных дорог более открытой и понятной для граждан. Для этого предлагается поручить подрядным организациям установку информационных знаков с паспортами объектов, на которых ведутся и планируются такие работы.

Во всех случаях нужна открытая информация о программе дорожных работ, проекте «Формирование комфортной городской среды», планах по благоустройству. Это тем более необходимо, что Ульяновск, по мнению уполномоченного Александра Яшина, является единственным муниципалитетом в регионе, где не хватает более четкой организации контроля качества работ в дорожной сфере.