От ведущего. Чем только не озабочены люди! Какие разнообразные темы они готовы обсуждать взахлеб : от выяснения автора беременности некой престарелой московской актрисы – до воздействия искусственного интеллекта на состояние орбит вращения планет Солнечной системы… А в сторонке от этих азартных дискуссий скромненько стоят в сторонке крайне важные для каждого из нас реальны вопросы.…Ну, скажем, как остановить (и можно ли это сделать?) стремительное исчезновение у нас бабочек и прочих насекомых; птиц, рыб, лягушек, загрязнение воды – и так далее…. Впрочем, кроме экологических проблем есть еще и не менее важные – социальные, нравственные – и все остальные прочие. Скажем: почему у нас топчется а не развивается экономика? Что происходит с юными гражданами нашей прекрасной Родины? Или: что будет с демографией в России? А вот еще одна важная – и потому часто вспоминаемая проблема: как нам обрести так называемую национальную идею? Сегодня мы публикуем на эту тему весьма интересную статью известного доктора философии, профессора УлГУ Валентина Бажанова.В ней ученый анализирует аспекты так называемой «Русской идеи», ее роль в судьбе нашего государства и ее возможные трансформации. Эта казалось бы сугубо теоретическая идея тем не менее является весьма злободневной среди всех прочих…Ибо она… Впрочем, вчитавшись в текст вы сами все поймете. Еще добавлю, что этой статьей мы начинаем серию подобных публикаций .
**** .
В,Бажанов, профессор УлГУ.
РУССКАЯ ИДЕЯ СЕГОДНЯ: РОССИЙСКАЯ ИДЕЯ?
В последние годы все более и более настойчиво говорят о необходимости выработать новую государственную идеологию Российской Федерации и тем самым заполнить своего рода идеологический вакуум, якобы образовавшийся после крушения КПСС и распада СССР. Кто-то возвращается к казалось бы забытым спорам о существе некогда популярной русской идеи, кто-то делает акцент на евразийском характере России, кто-то более склонен утверждать важность формулировки новой российской идеи, прояснения ее содержания и работы на подъем этой идеи до общероссийского уровня для того, чтобы сплотить множество народов России. Оставляя в стороне вопрос о желательности и/или необходимости, да и реальности выработки общегосударственной идеологии, – образованию, которое противоречит статье 13 Конституции России, постараемся выяснить, что же из себя может представлять российская идея как таковая и какова ее предыстория в том случае, если у нее имеются некоторые “предшественницы” в виде русской идеи. Следует, вероятно, вспомнить, что в XIX – начале ХХ столетий рассуждали о «славянском», а не просто «русском» мире. Тяга к славянскому миру, увы, уже в прошлом. Ныне очевидно, что размышления о предназначении, пути и будущем России, столь характерные для русских мыслителей ХIX – начала ХХ вв., на пороге ХХI века вновь обрели свою актуальность. Вновь вполне современно (хотя и в иной терминологии, да и в иной модальности) звучит, казалось бы, уже изрядно забытая полемика славянофилов и западников: уникален ли исторический путь России или ее развитие подчиняется некоторым общемировым историческим закономерностям. Эта полемика ныне обрела новых субъектов и новый смысл. Значит ли это, что вновь, как птица Феникс из пепла, возрождается и приобретает новый – на восходе XXI века уже общероссийский – смысл русская идея, питавшая давние размышления о судьбах России, дискуссию славянофилов и западников, да и во многом религиозно-антропологическое направление русской философии в целом? Может ли русская идея, понятая и истолкованная ныне несколько иначе, стать основой идеи (обще)российской? Способна ли русская идея, растоптанная и стертая из народной памяти коммунистами советского периода, завладеть умами не только собственно русских, а всех россиян, выйдя за границы лишь теоретических дискуссий? Обращение к истории эволюции русской идеи недвусмысленно показывает, что русскую идею вряд ли можно сформулировать в виде некоторого компактного и однозначно интерпретируемого утверждения. Это, впрочем, и понятно: содержание русской идеи слишком богато и многогранно, чтобы быть зафиксированном в четком и кратком определении. Тем не менее русская идея допускает вполне логически корректную экспликацию. Если обобщать представление этой идеи в трудах видных представителей мысли России XIX – начала ХХ вв., то видно, что русская идея имеет отчетливый эсхатологический оттенок и ее смысл связан с обозначением пути к всеобщему спасению посредством создания условий и механизмов достижения коммюнотарности, братства людей, населяющих Россию. Понятно, что водораздел между славянофилами и западниками проходил по линии выбора этих условий и механизмов.
РУССКАЯ ИДЕЯ: ВЫЗОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
Русская идея в таком истолковании может считаться одной из краеугольных ценностей общества в том случае, если братство и коммюнотарность российских граждан не будут предполагать подавления личности для их обеспечения за счет прав отдельного человека. Если в каком-то гипотетическом смысле и можно говорить о зарождении российской идеи, то ясно, что может и должна носить вне- и надэтнический характер и в том плане она смыкается с идеей русской в том ее звучании, который соответствует ее происхождению и исторической эволюции. Коммюнотарность и братство людей и народов, живущих на российских просторах, равно как и их экономическое благополучие, соблюдение прав и свобод, зафиксированных в Конституции РФ – что может быть более желанным и в теоретическом, и в практическом аспектах? Не являются ли эти же ценности ценностями любого общества, для России в силу ее мульти-этничности ценностями первостепенной важности? Тем не менее следует, по-видимому признать, что если русская идея в таком виде еще не потеряла своего значения и может служить ядром идеи, общероссийской по своему ареалу и ориентиром в построении открытого мировым ценностям человечества, то существует вызов возможности ее воплощения в жизнь (безотносительно ее истолкования приверженцами той или иной модели развития страны) со стороны современных политических реалий. И дело здесь вовсе не в характере философской рефлексии, а в соответствующем объективном положении вещей и тенденциях их группировки и упорядочения. Увы, до сих пор большинство и активно мыслящее, рефлексирующее меньшинство живут в различных системах ценностей. Национально-административное деление России, внедренное большевиками, вносило существенно новый – этнически-региональный – элемент в исторический процесс, в который была вовлечена Россия как фундамент СССР. Ныне ткань ее государственности продолжает испытывать напряжения, характерные для асимметричных федераций. Это напряжение определяет потенциальные тектонические сдвиги и смещения громадных территорий, заселенных и освоенных весьма в общем-то незначительно, особенно на востоке страны.
РАЗНЫЕ ЛИКИ РЕГИОНАЛИЗМА СКВОЗЬ ПРИЗМУ РУССКОЙ ИДЕИ
Продвинутые формы регионализма предполагают смещение акцентов в доверии населения в пользу местных органов власти, которая им «ближе», «роднее», понятнее и представляется часто более эффективной, нежели центральная власть (не способная в некоторых случаях варьировать контуры регионов и обеспечить их лояльность в смысле беспрекословного следования правовым нормам и финансовому равноправию субъектов государства). Федерализм в современной России с его достаточно нечетким на практике разделением предметов ведения является достаточно мощным подспорьем укрепления регионалистических тенденций; процесс деволюции – непосредственным их источником и катализатором. Без единства регионального и федерального уровней и их взаимозависимости государство со временем приобретает аморфный характер. Обеспечить такого рода единство и избежать многополюсной системы власти в асимметричной федерации непросто. Если регионализм выражается в ощущении самобытности на уровне особенного и чувством приобщенности к общенациональным задачам и ценностям на уровне общего, то русская идея может выступать как системообразующий и цементирующий фактор многообразия российского культурного и социально-политического пространства. Торжество бескомпромиссной системы правоприменения на всех уровнях власти (федеральной и региональных) не могло бы не способствовать торжеству этого фактора в аспекте придания ему статуса достаточно универсальной поведенческой и идеологической ценности. Если же ощущение самобытности слабо или вообще не дополняется чувством приобщенности к реализации общенациональных задач, а федеральный центр рассматривается как «возмутитель спокойствия», неустранимый источник непрозрачной олигополии, экономического неравенства и порой неурядиц, то едва ли не любые объединяющие идеи и общие ценности станут (особенно для региональных правящих элит) сильно привлекательными. Наложение культурных, языковых и политических предпосылок к самоидентичности может интенсивно питать повышение степени регионального обособления с угрозой перерастания его в стремление к более или менее выраженной сецессии. Вероятность такого стремления повышается в условиях договорной и асимметричной федерации, характером своего функционирования, подразумевающим укрепление регионального суверенитета, что во многом препятствует оформлению какой-либо идеи в статусе общегосударственной. И российская (русская) идея здесь вряд ли составит исключение.
Без адекватного ответа на вызов существу российской идеи, которая будет понятна и принята остальным миром, страна вряд ли может рассчитывать на реализацию оптимальной стратегии своего развития ни в экономическом, ни тем более в политическом плане. Пока такой ответ отчетливо не просматривается. Тем не менее, при некотором счастливом стечении обстоятельств русская идея все же может явиться тем самым духовным «аттрактором» в процессе построения гармоничного общества в российском варианте, который определит в будущем траекторию развития всего пространства от Балтики до Тихого океана. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Владимир I
Респект за направление, за просветительство. Пожелание: научный текст тяжел для формата СМИ. Требуется его адаптация на массовую аудиторию. Оживить надо, что вовсе не значит примитизировать.
Колобок
Пусть Виктор Каменев, (как почетный член Изборского клуба, под председательством генерала Ивашова) переведёт все написанное профессором Бажановым с лекционного, на более доступный для среднестатистического ульяновца понятный язык. Пока понятно одно; завоевания Империи, застолблённые Ермаком, Дежневым, Хабаровым в Сибири и на Дальнем Востоке, Ермоловым на Кавказе, (Муравьевым и Скобелевым уже отошедшие от России в Ср.Азии можно исключить в силу изменения геополитики) – это исконно русские территории,которые нуждаются не только в надежной защите, но и постоянном экономическом развитии, а значит и естественном росте русского населения.
Однако самым яростным и принципиальным защитником России (Советской России на дальних рубежах) были остается киношный герой фильма Начальник Чукотки. Но никак не реальный губернатор Сахалина Хорошавин и иже с ним.
Запад продолжает наступать! Во всем, в умах, в управлении, в кадрах, в изменении менталитета, в языке,в быту и поведении, в базовой промышленности, потерянной после СССР, и в культурной сфере.Те редкие очаги, российской культуры, этнографии, свода правил на которых росла, развивалась и защищалась страна, в основном подаются не как уклад, а как развлечения и шоу, типа усадьбы Колобка или мифического (к сожалению!) солдата Кочеткова. Вспомнилось. почему у нас в героях только ковер самолет, Емеля со щукой, золотая рыбка.
Иначе говоря, Русская идея, если таковая есть на самом деле, так и останется неодухотворённой идеей фикс, если к примеру на месте старого доброго трактира или столовой, будет пиццерия или какой нибудь непонятный шоп. О чем говорить если “плоть” не наша, не российская.К примеру из 53 крупных торговых на территории России, только “Седьмой континент” В.Груздева зарегистрирован в России. а прочие Магниты и Пятерочки в Нидерландах и на Кипре.Русская идея и уклад, могут
вполне остаться уже постепенно затухающей говорильней.
Да, да надо бы окропить живой водичкой
Жан Бареевич взял резкий курс на смену публикуемых материалов, взамен доморощенных поэтов.Тема конечно достойная и многозначная, но сам материал занудный и нечитаемый. Я например, Окропить прочел только заголовок, кто автор, и несколько мало расшифруемых строк из текста. Иду как по звездам в пустыне! (по комментариям и собственному скудному багажу)
как
Этот текст (как и стиль) никакого отношения к “научному” не имеет. Обычная публицистика.
ВеликороссЪ
Профессор-либерал:) Бывший марксист. А о русской идее многое говорили русские философы:Ильин,Меньшинов,Победоносцев,Солоневич…может еще кого-то назовут.
Либерал с евразийским уклоном,-
левак.
… Ещё
Достоевский,Герцен …Мотовилов из Симбирска, депутат Госдумы.
ВеликороссЪ
Ну только не Герцен-этот глашатай мировой банкирской закулисы,антимонархист и социалист-утопленник.
Детишкам на молочишко
Русская идея – это прежде всего востребованность справедливости. Неприятие коррупции во всех её видах. Вряд ли, каким либо утешением для подавляющего большинства граждан России может служить и вот такая статистика за 2019 год.
По обвинениям в коррупции в суд пошли:
МВД – 752 сотр.
СК – 27
Прокуратура – 9
Судебн. приставов – 84
Таможня – 34
МЧС – 51
Местное самоуправление – 475
ФСБ – 4
ФСО -1
ФСИН – нет данных
Гос.чиновников – нет данных
Колобок
Пусть Виктор Каменев, (как почетный член Изборского клуба, под председательством генерала Ивашова) переведёт все написанное профессором Бажановым с лекционного, на более доступный для среднестатистического ульяновца понятный язык. Пока понятно одно; завоевания Империи, застолблённые Ермаком, Дежневым, Хабаровым в Сибири и на Дальнем Востоке, Ермоловым на Кавказе, (Муравьевым и Скобелевым уже отошедшие от России в Ср.Азии можно исключить в силу изменения геополитики) – это исконно русские территории,которые нуждаются не только в надежной защите, но и постоянном экономическом развитии, а значит и естественном росте русского населения.
Однако самым яростным и принципиальным защитником России (Советской России на дальних рубежах) были остается киношный герой фильма Начальник Чукотки. Но никак не реальный губернатор Сахалина Хорошавин и иже с ним.
Запад продолжает наступать! Во всем, в умах, в управлении, в кадрах, в изменении менталитета, в языке,в быту и поведении, в базовой промышленности, потерянной после СССР, и в культурной сфере.Те редкие очаги, российской культуры, этнографии, свода правил на которых росла, развивалась и защищалась страна, в основном подаются не как уклад, а как развлечения и шоу, типа усадьбы Колобка или мифического (к сожалению!) солдата Кочеткова. Вспомнилось. почему у нас в героях только ковер самолет, Емеля со щукой, золотая рыбка.
Иначе говоря, Русская идея, если таковая есть на самом деле, так и останется неодухотворённой идеей фикс, если к примеру на месте старого доброго трактира или столовой, будет пиццерия или какой нибудь непонятный шоп. О чем говорить если “плоть” не наша, не российская.К примеру из 53 крупных торговых на территории России, только “Седьмой континент” В.Груздева зарегистрирован в России. а прочие Магниты и Пятерочки в Нидерландах и на Кипре.Русская идея и уклад, могут
вполне остаться уже постепенно затухающей говорильней.
петя
“В последние годы все более и более настойчиво говорят о необходимости выработать новую государственную идеологию Российской Федерации” А разве гос. идеология не запрещена в России?
Жан Миндубаев
А прав же “колобок”! Где новое обустройство России “новыми русскими,которые прихавали тьму государственного имущества, превратили их в базу личного обогащения_ и на том успокоились. Когда сии господа перестанут поить нас пальмовым маслом,травить дурным хлебрм, утешать китайским ширпотребом?Где их гордость,талант, способности к созиданию, почему на территории России не возникают новые усадьбы, пруды,леса, сады ,земские больницы и училища?Куда делись тверские помещики Шелехов и Верещагин,на удивление Европе наладившие за счмианные годы такое сыроварение,что даже французов по качеству побили? Поезжайте сгодня по сельским просторам- там же как будто война прошла по ббывшим колхозно-совхозным фермам…
кук43
Жан Бариевич, вот идея для россиян: научиться, наконец, жить в мире и согласии с соседями и не разевать рот на чужой каравай.
Угу
приятно наблюдать истошные вопли либералов, которым прищемили причинное место клещами патриотизма
Юрий
Капитализму народ нужен лишь для эксплуатации (лишних убивают наркотой и пр ценностям демократии), а государство в их руках машина угнетения и гарант их власти. Всё просто по Ильичу. А эти стоны о русский идее в современных условиях и всхлипы миндубаичей об усадьбах 19 века просто глупость и меланхолия.
Минуточку !
Идея заранее обреченная на охи и вздохи в “Изборских клубах”. Русская идея, это нравственная составляющая, а по сути
это запрос на социальное равенство. Но не следует забывать и о “подводных камнях”, в России исторически проживают больше сотни национальностей, и законно ли будет превозносить одну из них? Нацисты Германии в свое время так запудрили мозги своему народу об исключительности арийцев, что людоедская идея стала государственной идеологией. Жан Бареевич конечно пустился в частности, но посыл его верный. Разве Языковская усадьба не благо? Это из культурного т.с. раздела, а вот если бы ещё градообразующее предприятие Языково работало как и прежде (хоть и по иному профилю, не ткацкому, другой бы расклад был.Знаменитое -“Культурой будем рога ломать ульяновцам!”таки останется юмором. Культуру, её как говорится на кусок не намажешь, так и будут слоняться от безделья криминальные толпы, опоенные боярой,не имеющие заработка чтобы полноценно создать и содержать главное в жизни человека-семью.Отсюда и 70% разводов.От отсутствия реальной экономики в стране и все её беды.Целый букет.Экономика первична в любом вопросе, как наличие или отсутствие денег.
Ночному модератору
Не глупость! Пропустите пожалуйста комментарий “Минуточку!” в защиту Жана Бареича! Там нет расизма…
Минуточку!
Я настаиваю на просьбе!
Сергей Воронин
Суть русской идеи
=================
Решил разобраться в русской идее?
Чем ёрш ершее – тем мы сильнее!
Вот всего-то и делов…
Как-то так
Бывают дни: я ненавижу
Свою отчизну – мать свою.
Бывают дни: её нет ближе,
Всем существом её пою.
Всё, всё в ней противоречиво,
Двулико, двоедушно в ней,
И дева, верящая в диво
Надземное, – всего земней.
Как снег – миндаль. Миндальны зимы.
Гармошка – и колокола.
Дни дымчаты. Прозрачны дымы.
И вороны, – и сокола.
Слом Иверской часовни. Китеж.
И ругань – мать, и ласка – мать…
А вы-то тщитесь, вы хотите
Ширококрайную объять!
Я – русский сам, и что я знаю?
Я падаю. Я в небо рвусь.
Я сам себя не понимаю,
А сам я – вылитая Русь!
Частное мнение Карася – идеалиста
– Процветание для всех (а не для 1-го % граждан страны, как правило с несколькими гражданствами)
– Реальное равенство всех перед законом (а не декларированное)
– Искоренение криминальной составляющей, преследующей граждан России от рождения до их кончины, буквально во всех сферах
– Предоставление каждому желающему условий для возможности трудится и достойно жить в своей стране
– Растить поколение патриотов своей страны, а не завистливых перебежчиков
Юрий
Ещё добавить: общественная собственность на средства производства :))
горожанин
Конституцию перечитал? Забудь, теперь за публичное чтение Основного закона можно и срок схлопотать! Щас даже новый тренд – все обещания Путина и его едросни за последние 20 лет велено забыть, как мятежные для умов, ибо – не сбылися…
Юрий
Никакая русская (или татарская, чувашская и тд) идея не нужна. Нужна государственная идеология справедливости, равенства, братства. А у нас идеологии нет по Конституции – ну так нам её навязывают кто только может; от национализма до гомосексуализма и монархизма в придачу.
Колобок
Согласен с Вами.
учитель истории
«Не говори красиво, друг Аркадий»: продвинутый регионализм, эсхатологический смысл, идея коммюнотарности, всеобщего спасения. «Богу – богово, кесарю – кесарево»: давайте поповщину оставим попам, бердяевщину в прошлом веке. Русскую идею не надо выдумывать. Она прошла через тысячу лет русской истории. Это идея справедливости: справедливой социальной, политической, экономической организации общества. Её формулировки трансформировались в разных исторических условиях. Но справедливость в разных исторических ипостасях всегда была её стержнем. Справедливо было отбиться от степи, от ордынского ига, «накостылять» всем последующим претендентам на русское пространство и желающим остановить русское время. Справедливо было «изводить мирских кровопийцев – бояр и воевод, чтобы Богу и государю послужить» (Степан Разин), России, её народу и Русской цивилизации в современной терминологии. Справедлива была борьба народников и большевиков за единство народного и государственного суверенитетов, что и было реализовано в октябре 1917 года, правда всего лишь на семьдесят лет. Но ведь русская история не кончается на втором российском капитализме, пока существует русский народ и Руссская цивилизация.
«При некотором счастливом стечении обстоятельств русская идея все же может явиться тем самым духовным «аттрактором» в процессе построения гармоничного общества в российском варианте». Бедные студенты. А «счастливое стечение обстоятельств» едва ли характеризует научный подход, скорее гадания на кофейной гуще. Автор противопоставляет русскую и российскую идею, тогда как они едины суть. Национальная идея России – это русская, она же российская идея. Тезис о том, что некая российская идея «должна носить вне- и надэтнический характер» лишаёт её смыслы как национальной идеи. У полиэтнического русского суперэтноса, 80% которого составляют собственно этнические русские, закономерно должна быть и есть национальная русская идея. То, что действительность последних 30 лет противоречит ей, не меняет существа дела.
«Наложение культурных, языковых и политических предпосылок к самоидентичности может интенсивно питать повышение степени регионального обособления с угрозой перерастания его в стремление к более или менее выраженной сецессии». Автор то ли пугает, то ли предрекает распад России по национальному признаку. Многие враги России рассчитывали в прошлом и надеются сейчас на это. Они уже запускали этот процесс по отношению к России-СССР. Кое-что у них «выгорело». Но это исторически промежуточный вариант. Начиная с Крыма, процесс пошёл в обратном направлении. Время «глотателей суверенитетов» безвозвратно прошло.
На этом можно было бы завершить комментарий, но у автора есть ещё одно странное для учёного соображение: «Национально-административное деление России, внедренное большевиками, вносило существенно новый – этнически-региональный – элемент в исторический процесс, в который была вовлечена Россия как фундамент СССР». Вряд ли он не знает, что бывшая царская Россия развалилась после Февраля ещё при буржуазном правительстве. И новое национально-административное устройство (федерализация) была единственным способом собрать её воедино в Россию-СССР.
Идея, это штука тонкая Петруха…
С НАДнациональной идеей все ясно, и жажда социального равенства через инициаторов русских, очень чревата последствиями, и вполне может в умелых и ловких руках обернуться на 180 градусов, и стать экстремизмом и нацизмом, и будет растоптана государственной машиной на законных основаниях, как угроза существующему госстрою. Тут нужна большая аккуратность, с подачей этой, вообщем то благой и прогрессивной идеи.
При СССР все национальные республики стали “минигосударствами” со своим флагом, аппаратом, но без армии и валюты. Вооруженные силы и собственные деньги они создали после распада СССР.Более мелкий статус получили автономные образования (области и республики) внутри РСФСР.
В Российской империи, все эти территории были обычными губерниями с русской администрацией – Украина, Малороссийская губерния, Прибалтика -Курляндская, В Ср.Азии-Закаспийская область (Ашхабад) и Туркестанский край ХТашкент)и т.д на общих правах с Симбирской, Самарской и т.д губерниями – прав ли был Царь, придерживаясь такого деления страны, как штаты в США, без внутринационального статуса? Ведь окраины и полыхнули все по очереди в конце 80-х начале 90-х.Изгоняя русское население в т.ч. Теперь это равные по статусу с Россией государства на геополитической карте мира. В силу своего размера и населения, они не являются основными игроками на мировой арене, обладателями стратегического оружия и мощных экономик. Да и цели противоборства между странами уже изменились, во главе теперь не изменение политического строя, а завладение недрами и природными ресурсами. Умело использовать прогрессивное начало т.н.Русской идеи,не навредить собственной стране внутри её,не подыграть на руку явным и скрытым противникам – вот одна из главных задач в том числе.
учитель истории
“Жажда социального равенства через инициаторов русских, очень чревата последствиями, и вполне может в умелых и ловких руках обернуться на 180 градусов, и стать экстремизмом и нацизмом”. Это латентная русофобия. Напомню, что русских, правильнее великороссов, в России 80%. Даже формально-статистически это предполагает, что 8 из 10 любых инициатив будут (должны быть) русскими. Демократия, однако, и чистая статистика. Это логически. Исторически, именно благодаря русским, русскому национальному характеру и русской практике межнациональных отношений (национальной идее справедливости) на русском историческом пространстве и сохранилось такое многообразие этносов. Изначально Россия не более многонациональная страна, чем нынешние европейские страны или та же Япония. Просто русские никогда не навязывали насильственную ассимиляцию другим народам, тем более, “цивилизованный” геноцид, когда “хороший индеец – это мёртвый индеец”. Проведите мысленный эксперимент, замените индейца на татарина, чукчу, представителя любой другой национальности и почувствуйте разницу между русской идеей и той же европейской, англо-саксонской или японской. Где вы, айны, ау? И еврейские гетто придумал не Гитлер. Они до конца девятнадцатого века были в каждом городе Западной и Центральной Европы, просто Шикльгрубер оказался “самым последовательным европейцем” замеса Ницше и Вагнера. Именно великороссы не пошли за предложенной царём “чёрной сотней”, а пошли за интернационалистом и русским патриотом Ульяновым-Лениным. Припомните работу “О национальной гордости великороссов” или призыв “Социалистическое Отечество в опасности”. Когда белогвардейцы разных мастей вместе с интервентами четырнадцати стран рвали и терзали Россию. Там, куда приходили русские, приходила Россия затухали межнациональные конфликты, там, откуда она уходила, они разгорались с новой силой и ожесточением. Из последнего вспомним горбачёвскую “перестройку” или нынешнюю Украину.
Модест Нюркин
Вы случайно не историк-самоучка? У Вас огромные пробелы в знаниях по Отечественной истории…
Жан Миндубаев
С знатоками гуманитарно-философского направления спорить трудновать хотя бы потому.что предмет их анализза и обсуждения- это материя неуловима, эфемерная. Этоже не таблица Менделеева и не яблоко Ньютога.
Но не надо бы и выхолащивать здравомыслие из статьи профессора Бажанова. По крайней мере,мне кажутся веьма здравыми некторые его постулаты. А именно:
– национально-территориальная автономия вместо культурной и религиозно мировоззренческой- это весьма сомнительный и взрывоопасный фундамент государственного устройства в полиэтнической стране. История демонстрирует: моноэтнические страны более устойчивы к любым вызовам;
– именно потому прогнозируемая Бажановым трансформация “русской идеи” в “идею РОССИЙСКУЮ” представляетсяя мне наиболее перспективной; в этом смысле термин “советский народ”( если убрать из него политическую составляющую) предсталяется мне совсем уж неглупым- а ,напротив,весьма плодотворным и правильным.
Принцип Рима “Разделяй и властвуй ,так удачно использованный сто лет ттму назад ,ныне абсолютно неприемлем.
также ,впрочем, как и этническая эквилибристика типа “старшие и младшие братья”.
Вот эту шараду и надо решать политикам. И лучшим доказательством правильности выбраного пути (на мой взгляд) станут слова,произносимые с гордостью:”Я – россиянин!”
–
–
учитель истории
Национально-территориальная автономия признаёт и уважает исторические права, равноправность народов и совершенно не предполагает распада единого государства и страны. Это жульническая подмена тезиса, причин и следствий обострения межнациональных отношений в перестроечные и постсоветские годы. Все националистические сепаратистские партии и организации возникли “под сенью” унитарной самодержавной государственности. Она рухнула – Россия распалась. Большевики её собрали вокруг идей народного государственного суверенитета, социального и национального равенства. Пять лет горбачёвской псевдогласности раздували все большие и малые реальные противоречия, фабриковали совершенно фальшивые. Это была духовная война с Россией против русского и всех других народов России. На пепелище этой идейной, политической, экономической и социальной войны мы сейчас (пока) и живём. Эту битву Россия и её народ проиграли. Но это не первая и не последняя битва.
Советский народ – это синоним понятия русский суперэтнос, его советский вариант.
Что это за моноэтнические страны? Испания со своей Каталонией? Великобритания с Шотландией, Уэльсом, Северной Ирландией? Франция с гасконским дворянином д-Артаньяном, который на самом деле этнический баск. Как бы он оскорбился, если бы ему отказали в праве называться французом, проткнул бы своей шпагой. Засомневайся Вы в том, что корсиканец Бонапарт француз, Вас бы побили французы, все и скопом. Почему баварец – это немец, а украинец и белорус – не русские. В русском суперэтносе русскими являются представители любой коренной национальности России как носители языка и культуры, представители Русской цивилизации, государственной политической общности. Другое дело, когда кто-то независимо от своего этнического происхождения не хочет быть представителем и частью этой русской общности и совокупности, страны, государства, цивилизации. Подстраиваться под них и согласовывать с ними русскую национальную идею мы не будем. Кому с нами не по пути, скатертью дорога.
Историку
Вы бы с такими речами прямо на митингах могли бы деньги зарабатывать…
Вот только суперэтносом с такой демографией в стране стать вряд ли получиться.
Посмотрите динамику численности населения Индии, Китая, Пакистана, Нигерии… Как бы нам всем в провинцию Китая не угодить (не дай Бог!)
учитель истории
Демография такова, каковы общественный строй, экономическая формация, политическая система и политический режим. В других условиях и демография будет другая. Мы уже сегодня провинция, задворки всемирного капитализма. Суперэтнос это не количественное, а качественное определение нации. Например, в рамках ЕС ещё только предстоит в XXI веке сформироваться суперэтносу, а Британия уже убегает. Притом, что они принадлежат к одной цивилизации. У русского суперэтноса фора в 100 лет. Плюс ракетно-ядерный щит. Пускай рискнут. Понимают и не рискуют. Боятся и ненавидят. Сегодня у России не лучшие времена. Но как говорил Александр Васильевич Суворов: “Мы – русские! С нами Бог!”
Историку
Демография мало зависит перечисленных факторов.
100-летней форы нету.
Народ за последние 100 лет стал другим – учитывайте масштабную антиселекцию XX века: гражданская война, эмиграция элиты, голод, коллективизация, 2-я Мировая война… И сейчас, судя по опросам, молодёжь стремится уехать из страны.
Но есть некоторые преимущества, которые дают нашей стране шансы на успешное будущее и даже на процветание
тов.Сухов
А кто дочитал до последней строчки всю статью профессора? И вообще, читали ли? “По чесноку?”
Что ееще надо?
А что мешает? Вертикаль построена, большинство предприятий зарегистрированы в Москве и туда же уходят деньги всея России, страна живет по одним законам, а местное законодательство это так, нормативно-правовые акты. Местные власти вертятся как ужи, лишь бы понравиться сами знаете кому.
От Идеи – к нашей бороздке
А интересно, спустя пять лет, соседи уже не потешаются над нашей колобковой губернией и её персонажами в руководстве? То-то же! Поняли наверное за это время, что не у всех есть “лапа” в АП. Будем продолжать жить поживать как и ранее, во времена намерений и грандиозных фантастических прожектов, правда неподкрепленных ресурсно.
Уже рабочий понедельник
Здравствуйте, я ваша тётя!… И де я?
Жан Миндубаев
К сожалению, спорщики не хотят в угоду теориям учитывать реалии. наш дискурс в Казани,скажем, имел бы совснем другие оттенки и постулаты. Не только теорию уважать- но и с реальностями считаться не мешает …
Мы с “Ваничкой “!
Жан Бареич, в среду что нибудь лирическое*?! От “Идеи” передышку нужно взять, крута уж очень тема, как подъём в Симбирскую гору. И долго тянется время до субботы. И как говаривала чеховская “Душечка” Оленька – “Но разве публика понимает это? Ей нужен балаган! Вчера у нас шел “Фауст наизнанку” почти все ложи были пустые! А если бы мы с Ванечкой ставили какую – нибудь пошлость, то, поверьте театр был бы битком набит!”
Жан Миндубаев
Вас понимаю…И выключаю телевизор,пощелкав по всем каналам(кроме “Культуры”.
У меня предчувствие.что здравый смысл постепенно,начавшись с МКАДа . покидает нас…
Прорвёмся!
Не всё ещё потеряно Ж.Б.! Вот Пал Михалыч в Коньково проживает (внутри МКАДа), и даже очень трезво и реалистически здесь (на Улпрессе) рассуждает, жаль на литстраничке вашей давно уж не было его.
Жан Миндубаев
“Глагол ” с удовольствием опубликовал бы многие соображения П.М.Романенко на тему… ну.скажем, почему у нас много говорильни- а толку маловато.Вот смотрю я на одного крупного чиновника: он стоит грустно так на какой-то остановке- и ” проверяет работу городского транспорта…”Все же: проверяет всерьез-или просто ждет очередного “Эх!Подвезу!”