Реклама, как известно, двигатель торговли. Поскольку в нашем регионе торговля является наиболее динамично развивающейся отраслью, то и реклама в последние годы получила довольно бурное развитие. К сожалению, только в количественном, но никак не в качественном отношении.
Мой не есть хорошо говориль по-русски
Из всех видов рекламоносителей наиболее навязчивыми являются электронные носители. Смотрите вы телевизор, слушаете радио, едите в машине или в маршрутке – всюду вас неизбежно преследует звуковая реклама. Конечно, прогресс есть прогресс, от этого никуда не денешься. Однако каково качество озвучения этой рекламы местного изготовления?
Многие местные эфирные телеведущие, журналисты и дикторы, то картавят, то шепелявят, то заикаются. Это является откровенным браком того, кто занимается подбором сотрудников для работы в эфире. Можно посочувствовать людям, которые имеют врожденные дефекты дикции, но почему все это вынуждены выслушивать те, кто невольно становится потребителями электронной рекламы местного розлива?
Многие юные труженики эфира зачастую не владеют русским языком на элементарном уровне. Самое распространенное явление – расстановка ударений в словах по принципу «где придется или как получится». А ведь нынешний год объявлен в области годом русского языка! А уж как местные дикторы, особенно девушки, любят там, где чаще всего это категорически нельзя делать, «поиграть голосом»! Вот и несутся из эфира завывания, иногда переходящие в некие повизгивания. Многие эфирные дивы убеждены, что так они звучат «красивше».
Причины низкого уровня изготовления эфирной рекламы лежат на поверхности. Ни одна из местных частных телерадиокомпаний не может похвастаться тем, что у нее есть профессиональная дикторская школа, ввиду отсутствия в компаниях опытных журналистов и дикторов, прошедших в свое время подобное обучение. А школ нет потому, что одним из главных способов экономии средств в телерадиокомпаниях является экономия на зарплатах сотрудников. Опытные специалисты работать за такую зарплату не будут. Вот и заполняют эфир безграмотные девочки и мальчики, не имеющие элементарной подготовки. Покрасовавшись в эфире полгода – год «за копейки», они, как правило, уходят. На смену им приходят другие. Но точно такие же… Владельцев частных телекомпаний и рекламодателей эта ситуация вполне устраивает.
Покупаешь суперавто – сразу купи памятник
Особым видом рекламных носителей стали билборды, банеры и растяжки. Городские власти неоднократно объявляли им беспощадную войну. После чего их становится только больше. Размещается уличная реклама весьма оригинально, в соответствии с особой, ведомой только самим изготовителям логикой. На волжском косогоре, рядом с грузовой «восьмеркой», еще в 2005 г., появилась выложенная щебенкой надпись «Симбирск». Спустя некоторое время прямо между буквами надписи воткнули стойку билборда. Теперь, если смотреть с воды, надпись на билборде как бы подминает под себя имя города.
Если вы поедете из правобережья в левобережье, то как с дамбы въедете на мост, можете обратить внимание на чреду растяжек, рекламирующих автомобили суперкласса. Растяжки про «ISUSU», «NISSAN», «UAZ –PATRIOT», замыкает реклама с лаконичными надписями «Памятники» и «В горе мы с вами». Сознание обычного человека невольно выстроит логическую цепочку – купите себе скоростную машину, заодно, сразу и памятник. Чтобы потом, в случае чего, родственников не напрягать.
Каков рекламодатель…
Еще одной причиной того, что если объем рекламы вырос, а качество ее изготовления и логика размещения остались на прежнем уровне, является общий уровень развития подавляющего большинства рекламодателей. У них практически повально отсутствует эстетический вкус, чувство меры, зато присутствует элементарная художественная безграмотность. При этом они давно усвоили, что без рекламы в бизнесе, как говориться « и ни туды, и ни сюды». Но и деньги за рекламу приходится отдавать свои, а потому так хочется на ней сэкономить. Отсюда отсутствие в подавляющем большинстве даже крупных фирм должности консультанта по рекламе. Каждый владелец уверен, что он сам отлично знает, что ему нужно от изготовителей рекламы. Там, где консультанты есть, чаще всего это опять-таки дешевые, в смысле зарплаты, мальчики и девочки, к тому же нередко не имеющие специальной подготовки. Экономя на услугах настоящих специалистов, местные рекламодатели больше теряют на не качественной рекламе.
Все это приводит к парадоксальной ситуации. С одной стороны, в рекламу вкладываются огромные деньги, с другой стороны, это не дает её качественного роста. Остается надеяться, что раньше или позже количество перерастет в качество.