Сказать просто и незамысловато о сложном и глубоком – задача архисложная. Втянуть публику в разговор о вечном, заставив ее то замирать, то смущенно смеяться над собственной чувствительностью – как это сделать? Взять замечательную пьесу «Наш городок» американского писателя и драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Торнтона Уайлдера и превратить ее в мюзикл – решил режиссер Анатолий Морозов. Этот мастер сцены из Санкт-Петербурга уже покорил ульяновских зрителей двумя постановками – спектаклями «Безымянная звезда» и «Таланты и поклонники». Думается, в день открытия очередного сезона поклонников его собственного таланта в Ульяновске стало еще больше.

Веселый, задорный, озорной – даже не верится, что такой необычный спектакль, пронизанный чисто театральными шутками и легким намеком на эксцентрику, поставил человек, которому в этом году исполнилось 70 лет. Для представителя творческой профессии это, конечно, не возраст, тем не менее зависть берет, когда понимаешь, что мудрец сохранил душу юноши. И вот по его воле на сцене рождается американский городок Гроверс-Корнерс, в котором ничего особенного нет – за всю историю в нем не родился ни один выдающийся человек. В нем все друг друга знают, здесь невозможно утаить никакую новость, жизнь каждого проходит как на ладони и складывается из обыденных вещей – готовка, стирка, уборка; работа, дом, семья; рождение, любовь, воспитание детей, смерть…

Кажется, эти люди наслаждаются каждым мгновением жизни. За неимением чего-то значительного только это и остается – любить мужа, радоваться взрослению детей, переживать с ними первые сомнения, разделить с подругами радость от удачной спевки в церковном хоре. А изредка – погрузиться в воспоминание о сбывшейся мечте, как это делает Мертл Уэбб (Юлия Ильина), или мечтать о Париже, как Джулия Гиббс (Оксана Романова). Эти женщины-соседки словно сошли со страниц модных журналов начала прошлого века – изящные, как статуэтки, почти идеальные – ровно настолько, чтобы их мужья были ими крайне редко и совсем немного недовольны, и способные превратить в завораживающее действо любое дело, даже чистку фасоли. Дуэт этих почтенных хозяек семейств настолько изящный, что его хочется сравнить с каким-нибудь па-де-де из балета Чайковского.

Не уступает им и пара их мужей – доктор Гиббс (Николай Авдеев) и редактор местной газеты мистер Уэбб (Алексей Вольный, он же Храбсков). Читаешь текст пьесы – ну ничего особенного нет в репликах их персонажей, и остается только восхищаться, сколько юмора, непосредственности и эксцентрики (балансирующей на грани с клоунадой, но чудом не скатывающейся в нее) дарят своим героям актеры.

Чудо как хороши главные персонажи – Эмили Уэбб (Надежда Иванова) и Джордж Гиббс (Артем Трохинов). В этой парочке, как к капле воды, сконцентрировалось все то, что мы видим в наших детях – их проказы, взросление, влюбленность. И, конечно, то, что все мы когда-то переживали в первый раз – осознание того, что ты не можешь жить без вот этого вот человека. Молодые артисты, которые только что были детьми: он – в штанишках на лямках, такой непоседливый и дурашливый, она – в коротком платьице, резкая, угловатая, на наших глазах взрослеют, теряются от внезапно нахлынувших чувств и бросаются в них, как в омут, с головой.

Вот вы не поверите, но они – как и мы – торопятся жить, спешат, подгоняя время. А осознают это… только после смерти. И вот вчерашняя девочка Эмили умирает во вторых родах, оказываясь на кладбище, среди так хорошо знакомых ей земляков. Вдруг она понимает, что теперь может повторить любое мгновение в своей жизни, заново – пусть и со стороны – прожить самый счастливый день. И к чему это приведет?..

Городок Гроверс-Корнерс – это не только семьи Гиббсов и Уэббов, а 2642 человека, и население города продолжает расти (хотя иногда и убывает, такова жизнь). И эту массу, в чем-то удивительно единую, в чем-то разноликую, слаженно и опять-таки озорно воплощают артисты театра – Виталий Злобин, Юрий Гогонин, Мария Прыскина, Дарья Долматова… Особых аплодисментов достойна Анна Дулебова, сыгравшая так не похожую на нее саму чудаковатую миссис Сомс, – у нее получилось что-то вроде городской сумасшедшей с уклоном в Мэри Поппинс. Любопытный персонаж и у Алексея Гущина, спившийся органист местной церкви, покончивший жизнь самоубийством. Этот единственный в городе пьяница (признание в том, что практически в каждом доме найдется спиртное, обыграно так же тонко и остроумно, как и любая другая подробность о жителях городка) – пожалуй, одновременно единственная тонкая натура в городе. За нестройным пением прихожан ему слышится идеальное исполнение профессионального хора.

О чем бы ни зашла речь – о воспитании, любви, смерти, – ко всему режиссер Морозов подошел с добрым юмором и деликатностью. Помог ему в этом Владимир Кустарников. В спектакле он – помощник режиссера, проводник между зрителями и артистами, а также между жизнью и смертью. Он расставит нехитрый реквизит, расскажет, что и где находится в городе, восполнит пробелы в повествовании, ведь между событиями проходит время, остановит актеров, погрузившихся в предложенные обстоятельства, отрезвит публику, забывшую, что здесь все понарошку…

В числе постановщиков спектакля – ульяновский хореограф Михаил Умнов. И это уже по его велению персонажи оказываются вовлечены в танцевальную стихию, а торжественный марш Мендельсона превращается в зажигательный рок-н-ролл с приветом недавней голливудской премьере – мюзиклу «Ла-ла-лэнд». От души погрустив и вдоволь насмеявшись, понимаешь, что был втянут во вроде бы непримечательную историю без выдающихся событий и героев, но остался после нее ошеломленным, растроганным и отчего-то немножко более счастливым.

Анна Школьная