С приближением Нового года, кажется, все, кому не лень, заговорили о необходимости повышения цен. Даже маршрутчики, повысившие стоимость проезда всего три месяца назад. А лоббирует интересы частных перевозчиков, похоже, мэрия.
Официальное издание горадминистрации посвятило недавно этой теме целую полосу.
О ценах на проезд в маршрутках так прямо и сказано: «Следующее повышение, безусловно, произойдет в начале следующего года». Перед этим журналист со ссылкой на куратора частных перевозчиков Виктора Сидоренко оговаривается, что цены недавно повышали, но «на основных маршрутах… всего на 1 рубль». Это, мягко говоря, лукавство. С него и начнем.
Не знаю, какие маршруты считает основными Виктор Сидоренко, но я бы назвал таковыми заволжские. «Газели» на них исчисляются сотнями, а пассажиры – десятками тысяч в день. Так вот на них, на этих маршрутах, цены выросли вовсе не на рубль, а от двух до пяти рублей. Даже жителям Нижней Террасы, которым надо всего-то переехать мост, что при отсутствии пробки занимает минут семь, приходится отдавать за проезд десятку. А до Верхней Террасы на части маршрутов – 15 рублей. Словом, сентябрьский рост цен на основных маршрутах составил от 20 до 50 процентов.
Дальше газета мэрии, пытаясь, видимо, выбить из горожан слезу по поводу нищеты перевозчиков, приводит со слов Сидоренко таблицу, показывающую, как за четыре последних года выросли накладные расходы маршрутчиков, и вот теперь они, дескать, работают себе в убыток. Это уже чепуха – дураков работать себе в убыток давно нет. Но что за расходы приводятся в упомянутой таблице? Например, плата за стоянку «Газелей». Была 300 рублей, стала – 850. В месяц.
Техническое обслуживание стоит 1400 рублей в месяц. Дорожный сбор – около тысячи. В год!
И так далее, вплоть до налога на прибыль. Он у маршрутчиков фиксированный (налог на вмененный доход) и составляет сейчас 960 рублей в месяц.
Чтобы понять, насколько страшны опубликованные цифры, надо бы знать, сколько денег собирается с пассажиров, но таких данных в заметке нет. Поэтому смотреть приходится по косвенным признакам. Они разные. Где-то в сентябре, к примеру, вспыхнула маленькая войнушка между двумя группами маршрутчиков. Перевозки заволжского направления мэрия отдала на откуп некоему коммерсанту.
Часть маршрутчиков изъявила желание работать независимо от него, но в ответ им закрыли въезд на конечную остановку на улице Гончарова. Протестующие перекрыли дорогу и в ходе этой акции пояснили, почему не хотят под крыло назначенного мэрией хозяина.
Оказывается, потому, что он потребовал от водителя каждой маршрутки отдавать ему в конце смены по 3000 рублей. Это слишком много, говорили водители, раньше хозяин брал с одной машины в день по полторы тысячи. И какая же штука вырисовывается? С каждой машины хозяин получает, если верить водителям, по 3000 рублей в день. В месяц при 25 рабочих днях – 75 тысяч. Без учета зарплаты шоферов, которую им позволено оставлять у себя. За полгода набегает 450 тысяч рублей с одной «Газели». Теперь вернитесь выше и посмотрите на приведенные Виктором Сидоренко расходы маршрутчиков. Сборы с пассажиров с ними несравнимы. Через полгода хозяин может выбросить «Газель» на свалку и купить новую. И это нищета, о которой плачут Сидоренко и печатный орган мэрии?
Особенно коробят слезы горадминистрации. Ей-то зачем разводить всю эту лажу? Журналисты газеты – люди, конечно, подневольные и пишут, что велит начальство, но и тут получается премерзко. Не буду называть фамилию автора заметки, доказывавшей необходимость повышения цен на проезд. По утрам и вечерам я часто попадаю с ним в один «пазик». Он уже сейчас – вероятно, из-за дороговизны – в маршрутках не ездит. Я их недолюбливаю за их тесноту и тряску при движении. В новом городе я живу недалеко от конечной автобусов и поэтому еду обычно сидя.
Он от конечной дальше и вынужден ехать стоя. Мается вместе с другими целый час, экономя деньги. Таких все больше и больше. Автобусы, даже развалюхи и даже без отопления, идут в часы пик набитые битком. Потому что в маршрутках дорого, а мэрия почему-то продавливает новое повышение цен на них. Господа, вы вышли бы как-нибудь из своих персональных автомобилей да посмотрели, что с перевозками пассажиров-то происходит, прежде чем хлопотать о росте доходов частника. Из любопытства бы хоть посмотрели.
Геннадий ЯКИМЧЕВ.