Архитектура, как известно, это застывшая музыка. Если бы кто взял на себя труд и переложил на нотную бумагу творения ульяновских зодчих, получилась бы интересная симфония для медных труб и сплошных аплодисментов.
Эту особенность в истории ульяновского градостроительства была подмечена участниками VIII пленума президиума Союза архитекторов России, который проходил в нашем городе в начале июня. Форум российских архитекторов назывался «Исторические города и современная архитектура». По мнению членов президиума Союза, Ульяновск как никакой другой город, может продемонстрировать влияние духа времени на творческое направление мысли зодчих.
Когда все советские люди во главе с компартией под руководством дорогого Леонида Ильича строили коммунизм, по Ульяновску, закостеневшему в своей симбирской неповторимости, прокатился вихрь подготовки к празднованию 100-летия В.И. Ленина. Волей партии и стараниями архитекторов с лица города были сметены целые улицы. На их месте под медь оркестров и бурные аплодисменты был открыт Мемориальный центр.
Настали другие времена, пришли новые хозяева. Сначала – генералы, чекисты и кинопродюсеры, потом – милиционеры и железнодорожники. Люди к медным трубам тоже не равнодушные и одержимые желанием сорвать аплодисменты по любому поводу. Их девиз – «не начудишь, не прославишься» – стал главным творческим ориентиром нынешнего главного архитектора области Татьяны Тарасовой. Уж каких только нелепиц не понастроено в городе с ее всегда готовой руки!
Среди «шедевров» – «Доска почета» (аккурат у аристократического Карамзинского скверика), памятник вьетнамскому кормчему Хо Ши Мину, памятник симбирциту, памятник букве Ё, бюст Гимова (за какие заслуги?), «Философский диван» (символический атрибут Обломова и обломовщины), кованые тапочки Обломова, бутафорический ветровой орган. Не хватает только памятников милицейскому свистку и сигнальной железнодорожной дудке.
Каждый объект открывался с помпой, с участием первых лиц. В этом, собственно, и заключается назначение перечисленных памятников. Сильно огорчает мысль: по этим «шедеврам» потомки будут судить об эстетических вкусах и уровне умственного развития ульяновцев начала XXI века…
Было бы еще хуже, но как ни странно, В.И. Ленин защищает наиболее характерную часть дворянского Симбирска от застройки замками плебейской архитектуры. Эти улицы входят в состав историко-мемориального заповедника федерального значения «Родина Ленина». Так что вместе с помпезным мемориальным комплексом в Ульяновске еще можно увидеть фрагменты города конца XIX – начала XX века.
Надолго ли? Как и в большинстве российских городов, исторический центр Ульяновска страдает от точечной многоэтажной застройки. Элитное жилье и торговые центры в стиле хай-тек подавляют собой старинные доходные дома и архитектурные образцы русского модерна. Почему закон, муниципальная власть, общественность и сообщество архитекторов не в силах противостоять этому нашествию? Президент Института реконструкции исторических городов, лауреат Госпремии СССР Виталий Лепский называет такие причины: «Во-первых, коррумпированность местных властей и чиновников, которые имеют с каждого этого нашествия соответствующий доход. Во-вторых, это общая неподготовленность общества, непонимание того, что это высочайшая культура. Мы обладаем архитектурой, которая не похожа ни на западную, ни на восточную – мы нечто среднее и этим уникальны».
Восьмой пленум Союза архитекторов принял обращение к власти и обществу с призывом защитить исторические города от вторжения крупных современных построек и предложил поправки в законодательство, стимулирующие инвесторов сохранять оригинальную архитектуру городов.
Не будем огорчать архитекторов сомнением в том, что их обращение – достаточная мера против произвола капитала и власти, от этого капитала зависящей. У архитекторов праздник. Поздравим их и поблагодарим настоящих творцов за ту застывшую музыку, которая и сегодня радует наши сердца. Пожелаем таланту зодчих слушаться творца, а не дворца.