В современный период особо актуальным стал вопрос о том, насколько обновленной выйдет Россия из кризиса и что ожидает ее основные институты. Причем речь, как правило, идет об экономическом и политическом секторе общественных отношений. Однако, хотелось бы вспомнить и о таком феномене современной России как гражданское общество, о котором так много и красиво говорилось все предшествующие годы. Любопытно, почему же сейчас этот вопрос уже не столь интересует общественность? Может мы просто не боимся потерять то, чего нет? Чтобы понять существующее положение вещей, необходимо немного углубиться в теорию. Что же такое гражданское общество, и каким оно должно быть? Существует два подхода к определению данного термина. Первый рассматривает его как совокупность независимых социальных институтов, способных контролировать государство. Второй подход основан на личностностном факторе, где признается, что основной движущей силой к построению демократии является свободный, независимый индивид. Насколько же российское гражданское общество соответствует идеальному типу? Если отталкиваться от первого подхода, то, определенно, формальный этап институциализации третьего сектора мы уже прошли. (Только в Ульяновске зарегистрировано более 1500 НКО). Но ведь совсем нет гарантии того, что новые общественные объединения смогут стать легитимными и действенными рычагами контроля за властью. И никто, кроме нас с вами, граждан своей страны, не способен довести этот процесс до своего логического завершения. Ведь построить гражданское общество сверху невозможно, оно должно созреть само. Наивно полагать, что государство с самоотдачей будет возводить то, что призвано его ограничивать. Хотя, весьма интересно заметить, что в России о гражданском обществе говорят, как правило, представители власти, в то время как более 25% российского населения (по данным ФОМ) даже не знают о существовании данного феномена. Почему же новые институты так малоактуальны в современной, якобы демократической России? Я бы отметила здесь два вида причин, которые можно разделить на внутренние и внешние. Внешние причины – это неблагоприятные условия окружающей среды, в которых рождаются и функционируют общественные организации. Причем в России такие условия создает государство, пытаясь любыми способами подчинить себе третий сектор. Повлиять же на НКО достаточно просто, по причине того, что, априори, общественные структуры не представляют собой независимого целого, это скорее посредники между властью и обществом, что делает их уязвимыми с обеих сторон. Однако, как не парадоксально, государственная машина освоила пути использования НКО в своих целях намного быстрее, нежели сами граждане. Среди наиболее распространенных рычагов властного влияния можно выделить следующие: • Включение лидеров общественных организаций в совещательные органы (общественные палаты, молодежные парламенты, многочисленные советы). Только на примере Ульяновска, где функционируют десятки советов и других псевдодемократических организаций, можно сделать вывод, что этот рычаг властью достаточно хорошо освоен. • Учреждение НКО, где руководителями являются лояльные власти люди. (В Ульяновске 20% общественных организаций учреждены властными структурами). • Грантовое финансирование, посредством которого государственные органы выступают в качестве заказчиков услуг НКО, что обязывает последних принимать встречные пожелания со стороны власти. Например, интересно понаблюдать, как организовываются некоторые городские праздники, особенно патриотического толка, когда волонтёры наиболее лояльных общественных организаций используются как часть административного ресурса, для придания массовости торжеству. Усугубило ситуацию и появившееся в 2005 году новое законодательство об НКО, усиливающее гос. контроль за третьим сектором. Данный документ увеличил сферы взаимодействия Государство – Гражданское Общество, которых сейчас насчитывается около 20. Параллельно происходит процесс вытеснение деятельности международных фондов за пределы страны. (В конце июня 2008 года Правительство России утвердило новый перечень международных организаций, гранты которых не подлежат налогообложению, снизив их число с 101 до 12!!!). Вытеснение иностранных фондов приводит к обнищанию спектра российских НКО, которые теперь практически полностью финансово и идейно зависимы от власти. Эту проблему могли бы решить бизнес структуры, оказывая финансовую поддержку общественникам, но механизмы выгодного взаимодействия между этими сферами еще не отлажены, кроме того, сами общественные организации больше тяготеют к государственной поддержке, проявляя тем самым элементы подданнической политической культуры. (Более 71% Ульяновских общ. организаций считают, что эффективность их работы напрямую зависит от оказываемой государственной поддержки. (Исследования РИФ 08)). Иждивенческая позиция по отношению к власти свидетельствует о внутренней фундаментальной проблеме незрелости гражданского самосознания. Почему же столь демократические по своей сути институты не воспринимаются населением на равных с гос. структурами и не используются по назначению? Эту проблему можно обусловить тем, что в России спущенные сверху неолиберальные ценности не имели под собой реальной исторической подоплеки. Еще самые первые исследователи феномена 3 сектора Дж. Локк и Г.Гегель зафиксировали, что гражданское общество рождается только там где есть а) свобода и б) частная собственность. Исторически же наш народ жил под постоянным гнетом государства и долгое время даже не имел возможности обладать правом собственности, что делало его зависимым и бесправным, а также тормозило естественное развитие гражданской активности. Даже сейчас, спустя столько лет, в сознании граждан либеральные ценности не получили своего признания. Это легко проверить, проведя небольшой эксперимент. Попробуйте, к примеру, поговорить со своим ближайшим окружением о таких постулатах как демократическое общество, верховенство закона, превалирование личности над государством. В результате вы получите две реакции: либо недоумевающий взгляд, либо, что еще хуже, невольную ироничную улыбку на лице, у более опытного поколения. В итоге хочется просто понять, а как же мы можем создать то, во что не верим сами, то, что уже давным-давно превратилось в недостижимый, а может и вовсе ненужный идеал. Именно это тотальное недоверие к общественным институтам, ценностям и, прежде всего, к себе является одним из самых болезненных мест современного гражданского общества. Однако, это уже внутренняя, мировоззренческая проблема, которую каждый из нас может решить исключительно сам для себя, но на это могут понадобиться долгие годы. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Арутюн
В Десяточку!
Дмитрий О.
Вот, совершенно верно Наташ, в концовочке ты отметила, что вероятно гражданское общество – это ненужный идеал. Не существует гражданского общества…причем нигде. Есть либо политический пиар, которым очень успешно пользуются страны "развитой демократии", либо открытый тоталитаризм, который, если происходит в разумных рамках, то не является чем-то уж очень отрицательным, либо как у нас – ни то, ни се. и перед Европой и США нам себя надо показать с хорошей стороны, и самим разобраться внутри – старыми методами.
Гражданское общество – миф, борьба за него ни к чему хорошему не приведет, это тоже самое что бороться с мусульманами, чтобы можно было рисовать портреты их пророка везде где душа ни пожелает. уже давно известна нынешняя ступень развития человечества, его эволюции – борьба за власть! женская эмансипация – борьба за власть, борьба за равноправие черных, геев, инвалидов и всех всех – это борьба за большой карман и за большую долю от пирога! это в результате борьба за власть!
Вот яркий пример кстати гражданского общества…как раз вспомнил про пророка: В Дании, впрочем во всей Европе и США, просто не смогли морально противостоять ФИЗИЧЕСКИМ нападкам гастарбайтеров из мусульманских стран со своей зашоренной религией. вот оно гражданское общество! мало того что давать пищу приезжим варварам, так еще и ставить под угрозу своих граждан (аль-каеда предложила 120 килограммов золота тому, кто убьет автора карикатур). вспомним как развалилась римская империя. вспомним как любая империя умирала. тоже самое ждет Европу с их образом гражданского общества. а я хочу жить в стране не с гражданским обществом, с постоянным желанием одних помочь ближнему – убогому, с высоты своего развития, и с постоянным желанием других на этих ближних-убогих заработать, а где закон и порядок. один на всех.
Андрей Е.
Гражданское общество сродни блаполучной семье. И основанием для создания оного может послужить высокий уровень интеллекта и альтруизма в обществе. А пока большая часть страны обеспокоена поисками пропитания для детей своих, не будет этого вашего идеала…
Айрат
Ну почему же не нужно? Это все-таки контроль за властью, дабы не допустить перегибов и злоупотреблений. Однако другой вопрос в том, что в России это невозможно. Все таки гражданское общество – институт демократии, а демократии в России все как-то не получается, все время к авторитаризму скатываемся…
Чадаев А.В.
Справедливые рассуждения,Наташ.=))))
Интересно и определение Ж.-Л.Кермонна:
"Гражданское общество слагается из множественности межличностных отношений и социальных сил, которые объединяют составляющих данное общество мужчин и женщин без непосредственного вмешательства и помощи государства
Уметбаев М.А.
Да, приведенные суждения справедливы. Думаю, многие задумывались об этом. Это проблема. Проблема, которая есть и требует решения, но решить ее не может никто. Разрешиться она может лишь сама собой.
Не стоит осуждать действия людей, кричащих и заявляющих, что у нас в стране зрелое гражданское общество. Это действительно право каждого – думать и решать за себя. Так же это право включает в себя и то, что каждый сам решает стоит ли верить кому-то, кто навязывает тебе некое мнение.
Лично мое мнение не соответствует, не побоюсь этого слова, эталону. Я не считаю наше гражданское общество зрелым и на то есть свои основания: вспомните последние выборы президента. Народ даже лишили права высказать свое недовольство и протест, убрав графу "Против всех". Где же наше сильное гражданское общество? Почему никто не смог отстоять наше право?
Из этой же оперы – вспомните численность партии Единая Россия. Куда ни плюнь – попадешь в единороса. Но при этом соцопросы показывают, что люди вступают в эту партию по разным причинам, озвучив которые становится ясно, что о реальной адекватной политической активности со стороны населения речи быть не может. Люди вступают в ЕдРо по весьма "веским" причинам, например, потому что там друзья (за компанию), потому что там надеются найти пути продвижения своего бизнеса, потому что там планируют найти те самые "лифты" передвижения по вертикали власти, а многие студенты вообще пошли потому, что там предлагали ХОТЬ КАК-ТО оплачиваемую работу.
И что? Это говорит нам о личностном становлении общества? Практически все побуждения являются корыстными, будь то студент, бизнесмен или простой рядовой рабочий.
Примеров можно привести еще массу.
Существует еще проблема 3-го сектора, о которой было упомянуто в статье. Все общественные организации крепко связаны и зависимы от правительства. Многие лидеры подобных организаций сами являются членами политических партий. И большое число таких организаций было создано по инициативе правительства. На вопрос «зачем?» есть простой ответ, выражающийся во встречном вопросе: а как же быть зрелому и функциональному гражданскому обществу без 3 сектора?! И тут, раз уж общество у нас не желает само создавать и развивать эту структуру, то мы (от лица власти) Вам поможем! И вместе с этим еще и перевалим на вас ряд своих обязанностей! Вот как прекрасно! «И нашим! И вашим! Давайте спляшем?!».
А на вопрос почему общество само не желает развить 3-ий сектор был дан ответ в сообщении Андрея Е. Стоит ли ждать инициативы от голодного? Теория Абрахама Маслоу, где приводятся 5 видов потребностей, говорит, что пока человек голоден и не чувствует стабильности и безопасности у него не возникнет потребностей в общении, в причастности, в признании его и в самовыражении. А вернее может они и возникнут, но будут оставаться на заднем плане до момента удовлетворения физиологических потребностей.
Размышлять можно еще бесконечно долго, но вывод из всей этой истории привести необходимо.
Еще рано говорить о гражданском обществе. Все аппараты и структуры развиваются системно: сначала появилось общество, которым должен был кто-то руководить. Так появилась власть. Эти два агрегата большой системы очень долго формировались и привыкали друг к другу, адаптируясь на каждом этапе под устанавливаемые друг другом условия. Причем ведущим является тут именно власть, т.к. она руководит. Вследствие чего, чаще обществу приходилось адаптироваться под власть, нежели наоборот. Тоже происходит и сейчас. Пока аппарат власти не устоялся и не стал отработанным на 100%, общество будет адаптироваться. После чего власть начнет «наглеть» и придется обществу поставить для власти некие ограничения и контроль, где и пригодится 3-ий сектор и гражданское общество со своей главной в данном случае функцией сдерживания политической власти от абсолютного господства. Лишь тогда народ просыпается и активизируется.
А сейчас аппарат власти не принял окончательную форму, доказательством чему явились последние перестановки в исполнительной власти в Ульяновской области, да и в правительстве РФ.
Эльвира Исмагилова
Боюсь.что гражданского общества в России не будет никогда,как в свое время не прижилась идеальная структура общества -коммунизм. Кто бы ни управлял страной, государство или народ,человеческая сущность даст о себе знать. Чаще всего оказавшись у власти,человек забывает о всякой морали. Поэтому нет никакой разницы, кто стоит во главе, плохой правитель или граждане. Но уж лучше первый вариант,дабы избежать анархии во втором случае..