Проезжая по Майнскому району в направлении села Чирикеево, мы увидели красивейший храм из красного кирпича, который возвышался прямо посреди вспаханного поля. Картина, конечно, удивительная: огромный остов старой церкви расположился километрах в пяти от дороги, а вокруг него, насколько хватает взгляда – только пашни и пашни…
Нам стало интересно, что это за церковь такая, и каким образом она оказалась в чистом поле. С расспросами мы решили отправиться в село Чирикеево, расположенное неподалёку. Но местные жители только подогрели наше любопытство, рассказав, что этот ныне заброшенный храм таит в себе множество секретов, и есть причины, по которым в него, несмотря на труднодоступность и отдалённость от дороги, нередко наведываются страждущие. Одни идут туда в надежде найти несметные сокровища, которые якобы спрятаны в его подполье, а другие – послушать… отсутствующие церковные колокола. Говорят, что колокольный звон, вопреки всякой логике и здравому смыслу, нет-нет да и разносится над давно сломанной и разорённой коммунистами колокольней…

Тайны мёртвого села
Как рассказали жители близлежащих деревень, церковь не всегда стояла в поле. Раньше на этом месте располагалось село Еделево, большое и процветающее, обитатели которого и выстроили столь величественный храм.
А история возникновения самого села уходит корнями в 1653 год. Именно в то время, через пять лет после основания Симбирска, российский государь Алексей Михайлович жаловал мордовского служилого мурзу, князя Миткая Сысковатова сына Еделева землёю «по обе стороны Яклинских вершин, близ Шатрашановской деревни». Вскоре этот мурза Миткай основал там деревню, которая и стала зваться по фамилии его – Еделево. Люди стали обживаться на новом месте и со временем построили там деревянный храм в честь святых апостолов Петра и Павла. В1888 году старинная деревянная Петропавловская церковь сгорела. На месте её на средства местных помещиков Карч-Карчевских и Берви была построена большая каменная церковь. Однако, при советской власти признанное «бесперспективным» село Еделево было расселено и ликвидировано. И сейчас одинокий храм посреди поля – это всё, что напоминает о когда-то бывшем здесь населённом пункте.
…Что только ни делали с заброшенным храмом воинствующие атеисты – и тракторами сносить пытались, и выжигали изнутри, и молотами били… Но храм выстоял. И даже сейчас, находясь в полуразрушенном состоянии, не потерял былого величия.

Заговорённые монеты
Среди ульяновских кладоискателей о мёртвой деревне Еделево ходят легенды. Одна из них – о церковном кладе – известна почти каждому, кто любит проводить время, блуждая с металлоискателем по местам с богатой историей.
– Народ на машинах сюда часто приезжает, – рассказывает Пётр Лысов, житель села Чирикеево, которое расположено недалеко от того места, где раньше было Еделево.
– Ходят, ищут что-то… И, видать, находят, если продолжают сюда кататься…
Самое интересное, что, просмотрев форумы, где кладоискатели делятся впечатлениями о тех или иных поездках, мы узнали, что место это имеет одну удивительную особенность. Такое ощущение, что запас старинных монет, которые там находят, кто-то постоянно пополняет.
«Казалось бы, место уже полностью выдолбленное (обследованное и опустевшее, откуда вынесли всё ценное,
– профессиональный жаргон), несколько совершенно пустых поездок, без мало-мальски интересных находок,
– пишет в Интернете один из кладоискателей. – Потом, бац, кто-то приезжает и находит россыпь монет, именно там, где буквально недавно проводил раскопки другой искатель…». Поэтому специалисты уже знают, что, если у них уже было несколько неудачных экспедиций в те места, то обязательно нужно поехать туда вновь, и, возможно, именно в этот раз в Еделево их будет поджидать большой куш.
Кстати, многие кладоискатели поражаются: нигде они не находили так много императорских монет, которые были переделаны в… пуговицы. Видимо, в этом селе мода была специфическая. Там деньги не хранили в тайниках, а делали в них по четыре дырочки и пришивали на одежду.
Но все эти монеты – ерунда по сравнению с тем кладом, который, по легенде, хранится где-то в подземелье под церковью. Одни говорят, что там спрятана часть иконостаса и золотые ризы от икон. Другие твердят о «схоронке» местных богатеев, которые укрыли её там, надеясь в скором времени забрать, но почему-то не смогли.
– Да, есть легенда о подземном ходе, – продолжает Пётр Лысов. – Правда, утверждать, что он существует на самом деле, я не возьмусь. Мальчишкой когда был, мы там часто лазили, тоже всё его искали, но так и не нашли…
Оно и немудрено, если там и был подземный ход, то сейчас найти его практически нереально. Дело в том, что неподалеку от храма по дну глубокого оврага течёт речка Руссалимка. И, скорее всего, в те времена секретный лаз выходил куда-то в овраг, дабы можно было незамеченным уйти из храма, расположенного на равнине. Но сейчас, по прошествии стольких лет, ландшафт в тех местах сильно изменился, так что, вероятно, выход из подземелья давно уже завалило. А вход в него, который, по народному преданию, был расположен под церковью, скорее всего, был завален при попытке снести храм или во время пожара, который бушевал внутри церкви. О последнем свидетельствуют прогоревшие балки, валяющиеся там по всему полу.

Под крик ворон…
Услышав все эти рассказы, мы просто не могли не поехать и не посмотреть на этот храм вблизи. Впечатления, скажу я вам, очень сильные. Стоит войти в гулкие стены храма, в тебе всё словно переворачивается. Казалось бы, кругом разруха, сбитый кирпич, непонятные надписи на стенах, но, войдя внутрь, ты становишься как бы ниже ростом. Ощущения такие, будто находишься не в заброшенном здании, а в действующей церкви. Исподволь понимаешь, что тут нельзя громко разговаривать, и мы начинаем общаться шёпотом, точно боясь кому-то помешать. Видимо, место это настолько намолено, что даже несмотря на то, что от церкви остался лишь остов, едва человек входит туда, как его рука сама собой сотворяет крестное знамение…
Но в какой-то момент я поднимаю голову вверх и вижу трех ворон, которые, каркая кружат под куполом. Слышу хлопающие от ветра деревянные ставни, что едва держатся на петлях. И наваждение проходит… В глаза бросается вся разруха, что нас тут окружает… Становится как-то по-человечески больно и обидно за эту величественную Петропавловскую церковь, где, скорее всего, уже никогда не будет службы и не запоёт церковный хор. И такая тоска схватывает сердце, что хочется побыстрее выйти…
Какова доля правды в старинных преданиях о величественном храме, нам не узнать, наверное, уже никогда. Люди, что могли точно сказать, так это или нет, давно похоронены и превратились в прах. Может, рассказать нам что-то пытаются церковные колокола, которые с церкви сняли ещё в 60-х годах 20 века, но звон которых по-прежнему раздаётся здесь порой по ночам, навевая жуткие ощущения на случайных путников…
P.S. Дойдя до машины, я оборачиваюсь и долго смотрю на храм, не в силах отвести от него глаз. Что-то мешает мне это сделать. Но тут я вновь слышу воронье карканье, поднимаю голову и опять вижу трёх ворон, кружащих над нами. Что бы это значило…
Валерия КАЗАКОВА, Ермил ЗАДОРИН