В последнее время российское кино представлено либо историческими блокбастерами про войну, либо порождениями «Камеди Клаба». «Курьер из «Рая» – это даже не комедия, это просто история. В чём-то невероятная, местами сумбурная, и воспринимается так, как если бы её вслух рассказывал главный герой.
Герои нищие, но благородные традиционно пользуются популярностью у российского зрителя. Таковым является и Артём, которого играет Евгений Ткачук. Это не маленький человек, брызжущий слюной в припадке осознания собственной беспомощности, как у Пушкина в «Медном всаднике». Артём в силу отсутствия жизненного опыта не считает себя беспомощным – совсем наоборот. Попав в среду, где его окружают ещё более бедные и жалкие люди, нежели он сам – по всей видимости, в ад – в герое просыпается мировая совесть.
Артём оставляет идею спасти всех неохотно, лишь его друг – бравый служитель закона майор Егор Глазунов в исполнении Гоши Куценко – останавливает его от совершения безрассудных поступков. Трудно сказать, кто главный герой, Артём или Егор. По большому счёту сотрудник полиции полфильма помогает другу разгрести кучу проблем, которую сам же на него и свалил.
Основную идею можно выразить словами главного героя: «Кто-то же должен…» Герой пытается понять, кто же на самом деле всё решает. Несмотря на то, что создатели фильма замахнулись на извечную тему справедливости и правосудия, кино лёгкое, а мораль ненавязчивая.
Композиции как таковой в фильме вообще нет. Весь фильм – сплошная завязка, а развязка наступает без кульминации. Вначале довольно сложно понять, что происходит и кто все эти люди. Никаких пояснений о героях не даётся, о них зритель всё узнаёт исключительно из диалогов и разговоров по мобильнику. На свои места всё встаёт лишь минут через двадцать.
Если надоело смотреть на убийства, взрывы, интриги и душевные страдания, можно идти на «Курьера из «Рая» всей семьёй, а затем дома обсудить, кто же «всё решает». Судя по фильму, всё решает Гоша Куценко.
Алексей Хорошилов