В одном из прошлых номеров мы писали о Германии, где идет интенсивный процесс возврата коммунальных предприятий, обеспечивающих жилые дома тепло, электро, газоснабжением и водой, из частных рук в собственность городов. Сегодня речь о том, как в европейских государствах работает общественный транспорт.
В частности – в столице Чехии Праге.
Чехия уже прошла путь от социализма к рыночной экономике, но прошла его без дичи, которая вот уже 20 лет трясет Россию. Трясет она нашу страну и в сфере транспорта, когда пассажирские предприятия были фактически разорены и подвижной состав пущен на ветер. С огромным трудом у нас в Ульяновске удалось сохранить трамвай и троллейбус, которые одно время чуть было не приватизировали. Техника в этом предприятии старая, ее не хватает, но депо все-таки работают, хотя атаки «Единой России» на него продолжаются. В остальном на волю рынка, дикого, как и 20 лет назад.
Об общественном транспорте Праги рассказал только что журнал «Итоги». Рассказал, с трудом сдерживая восхищение. Несмотря на то, что 555 пражан из каждой тысячи имеют личный автомобиль, большинство из них ездят на работу на метро, трамвае или автобусе и реже – на маршрутном такси. Так удобней, и никогда не опоздаешь к началу рабочего дня, поскольку общественный транспорт Праги работает с точностью до минуты. Обычно в будни поезда метро ходят с интервалом четыре минуты, а автобусы десять минут, трамваев же столько, что пассажиры в них никогда не толпятся – каждому находится сидячее место. В часы пик транспорта на линиях прибывает: поезда метро ходят уже с интервалом три минуты, а автобусы – пять минут.
Каждый гражданин может рассчитать, во сколько ему выйти из дома, сколько он проедет и во сколько точно будет на работе. Без потери времени на ожидание прихода автобуса или трамвая. Езда пражан на общественном транспорте серьезно облегчает экологическую обстановку в городе, относящемся к числу наиболее чистых.
Сейчас дебатируется вопрос о полном запрете въезда частных автомобилей в центр Праги. Дебатируется уже довольно долго, но принять такое решение власти пока не решаются.
Всем транспортным хозяйством города (метро, трамвай, автобус), пишут «Итоги», управляет одна компания – «Dopravni podnik». Принадлежит она городу. Власти уделяют ее работе, оснащению подвижного состава современными системами диспетчеризации и навигации, обновлению парка самое серьезное внимание, ибо знают, какое значение транспорт имеет для пражан.
Общественный транспорт на 70 процентов дотируется из бюджета, а стоимость проезда не меняется вот уже четыре года. Плата за проезд чрезвычайно гибкая. Можно оплатить повременно – например, некую сумму – и катайся по Праге два часа.
Общий проездной на все виды транспорта (метро, трамвай, автобус) на месяц стоит чуть больше 20 евро, или 800 рублей с небольшим.
Причем с ним можно доехать и до международного аэропорта. Можно оплатить проезд и с мобильника. В общем, все по-человечески, а не по-зверски, как у нас. И поэтому, наверное, тоже люди Прагу очень любят. И поэтому, видимо, в числе прочего ульяновцы, как показывают соцопросы, больше всех в России недовольны жизнью.
Юрий Кашинский