Немного запоздавшая тема. Хотелось поместить материал ко дню открытия семинарии – 2 (по новому стилю 14) сентября 1840 года, но получилось только сейчас.
В 1832 г. была образована Симбирская епархия. Одной из главных задач первого архиепископа Симбирского и Сызранского Анатолия стало учреждение духовной семинарии. Необходимость ее была очевидна; проблема состояла в отсутствии помещения. Купить подходящее здание не удалось, и губернскому архитектору И.Н.Лизогубу был заказан проект новых строений. В 1832 г. архитектор разработал чертежи на постройку трех каменных 2-этажных корпусов на территории Покровского монастыря и новой его ограды. Тогда же по его предложению были выкуплены и снесены частные дома по улице Сызранской (12 сентября). Образовалась обширная площадь, позже названная Николаевской (территория сквера И.Я.Яковлева). На ее восточной стороне и планировалось построить огромное здание духовной семинарии с общежитием и квартирами преподавателей (позже на этом месте возведено здание духовного училища). Проект И.Н.Лизогуба был хорош, но… Он требовал средств, которыми не располагала не только Симбирская епархия, но и Синод. В 1838 г. архиепископу Анатолию стало известно, что на Большой Саратовской улице продается усадьба купцов Косолаповых из нескольких каменных домов, построенная около 1790 г. Фактической владелицей была купеческая вдова Д.М.Косолапова, но формально переговоры о продаже вел ее сын – Василий Косолапов. Он и дал согласие на продажу усадьбы по очень низкой цене. Архиепископ Анатолий известил Синод, что «представился благоприятный случай к покупке для Симбирской семинарии каменного 2-этажного дома с таковым же флигелем и разными постройками на дворе. Дом совершенно прочен, благоустроен и приспособлен к училищным потребностям…». Средства на покупку были выделены, и в 1840 г. усадьба стала собственностью Духовного ведомства. Дальнейшее с трудом поддается объяснению. Почти сразу после оформления сделки в Святейший синод был направлен доклад о том, что здания оказались очень ветхими. Часть построек вообще не подлежит исправлению, а на ремонт главного дома потребуется почти столько средств, как и на покупку. Специалисты отмечали, что усадьба построена из «худо выделанного кирпича при самой дурной кладке», в помещениях держалась сырость. Ситуация порождала множество вопросов к должностным лицам как епархии, так и Синода: куда смотрели, выделяя деньги? Дело разрешилось самым неожиданным образом. Император Николай I, выслушав доклад о «симбирском казусе», лишь произнес загадочную фразу: «Теперь за Симбирскую епархию я совершенно спокоен!». На том дело и кончилось. В августе 1840 г. из Казани прибыл назначенный ректором Симбирской семинарии архимандрит Гавриил (Воскресенский) и провел набор учащихся. 2 (14) сентября 1840 года семинария была торжественно открыта. Уже по окончании 1-го учебного года начался сложный и дорогостоящий ремонт под надзором губернского архитектора А.А.Белоусова. Были снесены каменные флигели и часть хозяйственных построек, на их месте возведены новые кирпичные здания. Ремонт главного корпуса продолжался несколько лет. При этом фасад, выходящий на улицу, в то время сохранил свой первоначальный вид. В 1853-54 гг. один из флигелей во дворе (столовая) перестроен в семинарскую церковь, освященную во имя Петра, митрополита Московского.
В пожаре 1864 года сгорели все семинарские строения. Семинария через некоторое время возобновила работу в отремонтированном после пожара доме духовного училища на углу Б.Саратовской и Панской улиц (Гончарова, 13а), восстановление же ее собственных зданий затянулось. Проект А.А.Белоусова (1866) был отвергнут. В 1868 г. утвержден проект архитектора К.Лазарева. Строились новые пристрои, возводился 3-ий этаж. Подряд взял купец В.И.Андреев, владелец чугунно-литейного завода. В числе прочего, им во всех семинарских зданиях установлены чугунные лестницы. Основные работы завершены к ноябрю 1870 года. 8 ноября состоялось освящение восстановленной семинарской церкви, которая стала носить имя Трех Святителей. В дальнейшем несколько раз проводились ремонтные работы с участием М.Г.Алякринского и других архитекторов. В 1894-96 гг. по проекту М.И.Махчинского и В.Л.Ивановского произведена последняя перестройка: два 3-этажные дома соединены в один корпус, здание семинарии приобрело почти современный облик. Но и в нем было тесно. На рубеже 19-20 вв. Синод несколько раз направлял в Симбирск архитектора Морозова с задачей увеличить площадь помещений семинарии. Архитектор пришел к выводу, что расширение комплекса при тесной застройке невозможно, да и не решит главной проблемы – размещения семинарии на шумной оживленной улице. Морозов нашел на Мартыновой (Радищева) улице большой свободный участок и разработал проект нового здания семинарии. Проект не был реализован: епархия не располагала достаточной суммой, потом началась война…
Симбирская духовная семинария считалась одним из лучших учебных заведений Поволжья. Срок обучения в ней составлял 6 лет. С 1863 г. выпускники семинарий получили право на поступление в университет. Неверно мнение, что учеба в семинарии сводилась к бессмысленной зубрежке духовных текстов. Семинаристы на языке подлинников изучали древние книги и летописи; должное внимание уделялось светским предметам – будущий священнослужитель должен быть всесторонне образован. Профессор Московского университета Е.Н.Барсов писал: «Низшая духовная школа того времени, несмотря на все недостатки, представляла две особенности, чрезвычайно важные в деле классического воспитания. Детям открывалась полная возможность благородного соревнования. Ученик, сдавая перевод, писал по-латыни: «против такого-то», называя имя соперника среди одноклассников. Сопоставление работ определяло место каждого в классе, оценка давалась не только учителем, но и самими учащимися. Другая особенность состояла в том, что выделялся целый месяц в году для свободного проявления живых творческих сил. В течение мая месяца учащиеся коллективно могли взывать к начальству: …мы устали, просим себе отдохновения! Эти рекреационные дни были и праздниками школы, днями истинного детского веселья, полного и животворного… К этим двум особенностям следует присоединить: приучали детей к усидчивости и трудолюбию, а также к самостоятельности в работах». Об уровне подготовки в Симбирской семинарии красноречиво свидетельствуют имена ее выпускников. Сотни из них стали священниками. Среди них великий патриарший архидиакон К.В.Розов, священномученик епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев) и множество других – известных и рядовых служителей Церкви. В Симбирской духовной семинарии обучались известный коллекционер и меценат И.Е.Цветков, духовный писатель Е.А.Малов, выдающийся педагог А.И.Анастасиев, братья – ученые В.А. и С.А.Керенские. Ее выпускник Семен Иванович Ильин – известный оперный певец, режиссер, педагог. Курс обучения в семинарии прошли Дмитрий Иванович Архангельский – симбирский художник, краевед, педагог и народный художник СССР Аркадий Александрович Пластов. Список можно продолжать долго.
Почти все ректоры Симбирской духовной семинарии впоследствии были возведены в сан епископов и архиепископов, а епископ Астраханский Герасим (Добросердов), возглавлявший семинарию в 1850-55 гг., прославлен в лике святителей. Особо выделяется период ректорства архимандрита Гурия (Николая Васильевича Охотина), ставшего потом архиепископом Новгородским и Старорусским. Сам выпускник Симбирской семинарии, он стал ее преподавателем в 1855 г., после окончания Петербургской духовной академии, а возглавил в 1874 году. Под влиянием его незаурядной личности и в результате высоких требований, предъявляемых ректором к уровню преподавания, многие выпускники впоследствии стали профессорами высших учебных заведений, духовных и светских. Среди преподавателей семинарии – протоиерей Дмитрий Николаевич Орлов, профессор, член Русского географического общества, действительный член Симбирского статистического комитета. Михаил Семенович Флоренсов преподавал в семинарии с 1874 г., в 1887-м стал священником Свято-Троицкого собора, а позже возглавил Вологодскую епархию. Уже уйдя на покой, он стал духовным отцом Павла Флоренского – будущего ученого, философа, искусствоведа, поэта… В семинарии преподавал Сергей Петрович Ягодинский, занимавший видное место в церковной и музыкальной жизни Симбирска, регент архиерейского хора, знаток церковного пения. Во многом благодаря ему достигли выдающихся певческих успехов К.В.Розов, С.И.Ильин и другие его ученики. Профессором, а потом ректором семинарии был Капитон Иванович Невоструев – историк, археолог, краевед, впоследствии ученый всероссийского уровня, удостоенный Ломоносовской премии Академии наук. Значительная часть его огромного архива была завещана Симбирской духовной семинарии. Позже в здании семинарии размещалось Церковное древлехранилище – музей церковной старины, один из трех музеев дореволюционного Симбирска.
Семинария официально была закрыта в 1918 году. В последующее столетие ее здание занимали самые разные организации и учреждения. Что оно представляет собой сейчас – всем хорошо известно.
По материалам А.Сытина, Е.Сковиковой («Мономах» 2010-4, 2015-3), Н.Гауз («Деловое обозрение» 2010-7).
***
Из воспоминаний протоирея Елпидифора Успенского, выпускника Симбирской духовной семинарии.
«15 июля 1854 года я был очень счастливый человек…: закончил курс Алатырского духовного училища… с обязательством утром 23 августа явиться на приемные испытания для поступления в 1 класс Симбирской Духовной Семинарии. … А вот и Семинария! и вывески нет, а знаешь – это Семинария! и около, и внутри – все рясы, подрясники и молодежь в сюртуках и картузах, новички… Мне указали, где Правление Семинарии (особняк, пристроенный к Семинарской церкви, сделанной из прежней столовой). Туда явился и представил свой билет, там дали расписание приемных испытаний. Хотя экзамены… шли быстро и без придирок, тем не менее из 30 алатырцев – 9 отправили обратно на повторительный курс (еще на 2 года!) с приличной нахлобучкой училищному Начальству! …Больших семинарских два дома (один для начальства, другой – для воспитанников) показались громадой! Всех комнат лучше показался зал экзаменационный: в 2 света, с хорами, на хорах и под ними огромные шкафы, битком набиты книгами: старинная обширная семинарская библиотека… Здесь производились экзамены, здесь же в 1-ое время нашего обучения помещался богословский класс. А по обеим его сторонам большие светлые 2 комнаты: одна занятная, другая – спальная для богословов, в общежитии помещавшихся; вся 1-ая половина бельэтажа – для богословов, положение привилегированное! Против богословского класса, окнами во двор две занятные комнаты философов, живших в общежитии. А класс философский и 2 отделения словесного помещались в нижнем этаже окнами на улицу, 2 комнаты окнами во двор были занятными словесников, а весь 3-ий этаж, низкий, с крошечными окнами, шел под спальные помещения философов и словесников. Столовая, кухня и баня в отдельном флигеле…, тут же комната-спальня для полупансионеров под громкой кличкой – колония. Спальные помещения с 7 часов утра запирались до 9 часов вечера. Тепленькую одежду… выносить из спален в занятные запрещалось… В церковь, в столовую, во всякую погоду приходилось пробегать чрез двор в одних сюртучках; многие простужались… Условия были тяжелые…, особенно для непривыкших к такой обстановке… Но и требовать большего было и грех, и стыдно: на каждого из нас Синод отпускал по 30 руб. в год. Удивляться надо, как еще нас так сытно кормили: щи и каша каждый день, в праздники пирог и кусок жареного мяса… Жаль, что при учреждении Духовной Семинарии в Симбирске, не воспользовались мудрым советом первого Архипастыря Симбирской церкви, Архиепископа Анатолия построить новую семинарию на огромном пустопорожнем месте, принадлежавшем Симбирскому Покровскому монастырю, на углу Нижне-Лисиной улицы… Не страдала бы Семинария от духоты, пыли и постоянного шума и грохота… в самом центре Большой Саратовской улицы. Всем учащимся и учащим хорошо известны эти огромные неудобства! Не открывать окон нельзя – задохнешься в комнате, где сидят 80 юношей… А открыть – другая беда: от шума и гама уличного почти ничего не слышно было из объяснений учительских!
Во время моего поступления в Симбирскую духовную семинарию штаты воспитанников были: в низшем отделении – 110, в среднем – 80, в высшем – 60. Из 110 воспитанников…, принятых в 1854 году, через 4 года… могли рассчитывать быть переведенными в высшее отделение лишь 60. Значит, 50 учеников должны… наполнять собой штаты всевозможных канцелярий… Бог привел мне встречать своих товарищей аккуратными столоначальниками, деловитыми секретарями, исправными почтмейстерами, страх наводящими становыми и даже исправниками. … В особенности наша семинария много выпустила даровитых студентов и в медико-хирургическую академию, и в разные университеты по медицинскому факультету. … Были личности высоко-даровитые из семинаристов, о коих дошли слухи чуть ли не легендарные…
Время великих реформ Александра II коснулось и духовно-учебных заведений, но позднее светских гимназий и университетов. … Вместо 3-х отделений с двухгодичным курсом является 6 классов однолетних. Программы семинарские нашли перегруженными, выпустили из них медицину, сельское хозяйство, естественную историю… Уроки сделали дообеденные, кончая занятия в 2 часа… Порешили и с пресловутыми штатами…: учредили нормальное число учеников…, сверх нормы – извольте открывать параллельное отделение на средства епархии. … Лично я ратую за широко открытые двери семинарий для всех, ищущих богословского образования…, без различия сословий, возраста и состояний, бесплатно. Духовные семинарии должны содержаться на церковные суммы…, пусть идет в них всякий, кто чувствует в себе призвание и духовные дарования…».
Е.Успенский, опубликовано в сборниках «Симбирская церковная старина», выпуски 2-1915 г., 3-1917 г.

Главное здание Симбирской духовной семинарии до пожара 1864 года (бывшая усадьба Косолаповых). Чертеж 1850-х гг. (А.И.Осятинский «Строительство городов на Волге», 1965 и журнал «Мономах» 2010-4).

Д.И.Архангельский. Семинарская церковь Трех Святителей. 1909 год. («Улица Гончарова», сост. А.Ю.Шабалкин, 2015).

Волжско-Камский банк и духовная семинария.

Симбирская духовная семинария.

Вожско-Камский банк, магазин О.А.Черноусовой (быв.доходный дом купцов Красниковых) и часть фасада духовной семинарии («Мономах» 2001-1).

Часть фасадов бывших Волжско-Камского банка и духовной семинарии. 1930-ые гг. (из коллекции А.С.Сытина; книга С.С.Касаткиной, О.А.Свешниковой «Федор Ливчак», Ульяновск, 2006).

Нереализованный проект нового здания семинарии на Мартыновой (Радищева) улице. Архитектор Морозов, 1904 г. («Мономах» 2010-4).

Большая Саратовская улица и здание духовной семинарии.

Так должно быть.
upravdom-73.livejournal.com, из материала 2012 (!) года о намерении городских властей привести в порядок фасады домов в центре. Ставить в этот ряд современное фото показалось неуместным.