Григорий Явлинский опубликовал в «Новой газете» предельно жесткий анализ ситуации, в которой оказалась Россия, и предложил первоочередные меры для выхода из тупика и предотвращения катастрофы. «Новая» – издание в регионах малодоступное, и мы решили для своих читателей статью Явлинского изложить в более кратком варианте.
В оригинале она очень большая.
Явлинский считает, что, попытавшись продиктовать миру новые правила международной жизни, «исходящие из представления о своей особой роли как «уникальной цивилизации» и альтернативном полюсе «мировой многополярности», российское руководство попало впросак.
В оригинале она очень большая.

Явлинский считает, что, попытавшись продиктовать миру новые правила международной жизни, «исходящие из представления о своей особой роли как «уникальной цивилизации» и альтернативном полюсе «мировой многополярности», российское руководство попало впросак.

«Решив исключить Запад и его позицию из факторов, которые следует всерьез принимать во внимание при определении зоны интересов России (пространства, которое нынешнее российское руководство определило как сферу своих жизненных интересов), наша властная элита грубо просчиталась в оценках своих возможностей и ситуационной слабости «партнеров», – пишет Григорий Явлинский. – Своей цели – «блицкригом» вынудить Запад согласиться на пересмотр правил игры – она не достигла, а ресурсов на то, чтобы добиться того же посредством затяжного – на десятилетия – противостояния, у нее нет и не будет. Нежелание признать неудачу и попытаться найти новую, более реалистичную линию поведения только усугубляет возможные последствия принятого неверного решения».

Последствия не заставили себя долго ждать, и их почувствовало практически уже все население страны. Но санкции, говорит Явлинский, это не самое страшное, что может быть дальше. Запад убедился в бесперспективности диалога с Россией и решил просто выключить ее из мировой экономической и политической жизни, принудительно понизив ее геополитический статус.

И все основные мировые силы пришли в этом решении к консенсусу, несмотря на отдельные противоречия в их позициях. Они поняли, что им придется смириться с какими-то потерями их экономик в этом новом движении, и подавляющим большинством поддерживают его. Запад, считает политик, не собирается менять существующий в России режим и не намерен ждать, когда он сменится «естественным» путем. Ввиду неясностей в том, сколько времени такая смена может занять и во что выльется. Намного вероятнее, говорит Явлинский, что Запад устранит эту угрозу для себя, лишив Россию возможности выступать в роли непредсказуемого, но сильного игрока. Это означает, «что целью, объектом давления становится не столько власть в ее нынешнем персональном выражении или сложившаясясистема выработки ее политической линии, сколько место и роль в мире российского государства как действующего и даже как потенциального субъекта мировой политики».

Речь не о войне – ее Запад не хочет и будет настойчиво избегать. Речь – «об относительно медленном, но неуклонном экономическом давлении на Россию с целью радикального сокращения возможностей ее руководства». Наиболее реальный способ добиться этого – через экономику. Иначе говоря, через отсечение нашей страны ото всех экономически значимых мировых ресурсов – финансов, технологий, интеллектуальных достижений, предпринимательских наработок и проч. Расчет, на взгляд Григория Явлинского, на то, что обескровленная таким образом страна, вынужденная к тому же постоянно отвлекаться на решение текущих сиюминутных проблем, которые будут только нарастать, окажется не способна серьезно воздействовать на окружающий мир. При этом Явлинский предостерегает от иллюзий те политические силы России, которые надеются, что Запад поможет им сместить правящую группу.

«Нынешние политические конструкции в Нигерии и Зимбабве могут быть законсервированы на столетия – и никто не выделит и сотни тысяч долларов на смену правящих там режимов». Для России – тем более, поскольку ее тотальная дестабилизация и вмешательство извне могут «поставить мир на грань ядерного апокалипсиса». Утвердившееся под прессом телевизионной пропаганды в общественном сознании отношение к происходящему как к чему-то временному (уже проходили и снова пройдем) Явлинский считает несерьезным и опасным. Напоминая при этом, что «распад СССР не стал смертельной национальной катастрофой только по одной причине: была внятная перспектива – западноевропейская модель государственности и современная рыночная экономика. Сейчас в связи с отказом от этой перспективы возможность краха самой российской государственности в результате грядущей экономической катастрофы ощущается почти физически».

Безответственны, на взгляд Явлинского, и надежды, которые часть российского общества и власть связывают с так называемым поворотом страны на восток или юг, или куда бы то ни было. НиКитаю, ни Индии Россия не нужна. И впрягаться за нее они не будут. У них собственные интересы, ориентированные в первую очередь на США, и только эта их ориентация гарантирует им динамичное развитие. В политической поддержке нашей стране отказывают даже Белоруссия и Казахстан, которые не готовы ни нести ее экономическое бремя (оба государства уже объявили об ограничении из-за обрушения рубля импорта товаров из России), ни разделять с ней участь международной изоляции.

Мы одиноки, говорит Явлинский, и за поддержкой обращаться не к кому. Сами зашли, сами должны и выходить. Причем экстренно, если, конечно, ответственным лицам (и во власти, и в оппозиции) судьба России не безразлична. В качестве первоочередных шагов политик предлагает следующее: «Во-первых, должны быть реализованы инициативы по урегулированию ситуации в Украине и нормализации отношений России и Украины, открывающие перспективу и создающие условия для диалога. Действовать надо немедленно, исключительно на основе здравого смысла и долгосрочных национальных интересов. Прежде всего необходима инициатива с российской стороны о проведении Международной конференции по Крыму с участием представителей народов полуострова, Украины, России, ЕС, самого широкого круга заинтересованных сторон.

Это лучший способ продемонстрировать готовность к разговору, которая нужна для того, чтобы Россия снова стала стороной диалога, чтобы с ней говорили, чтобы ее слушали…

Во-вторых, одновременно необходимо кардинальное изменение ситуации на востоке Украины. При сохранении нынешнего положения никакое перемирие не будет прочным, а в эскалации конфликта всегда будут обвинять Россию.

Решение этого вопроса полностью находится в пределах возможностей и компетенции руководства нашей страны. Россия может сделать так, что вооруженное противостояние прекратится.

Главное – выполнение минских договоренностей о выводе «незаконных вооруженных формирований, военной техники, а также боевиков и наемников с территории Украины» и обеспечение гарантий безопасности населения Донбасса с помощью масштабного привлечения наблюдателей ОБСЕ и нейтральныхмиротворческих сил. Негативная реакция на такие действия внутри России будет, но она не является обстоятельством непреодолимой силы. Ради сохранения страны это можно пережить. Надо понимать, что отказ от так называемой «доктрины ограниченного суверенитета» в отношении Украины, как и всех других постсоветских республик, – абсолютный императив XXI века, и чем раньше Россия к этому придет, тем лучше для нее.

В-третьих, нужно возвращаться к общей проблеме, в решении которой прямое сотрудничество России с Западом может иметь существенное, а возможно, и решающее значение. Тема эта старая – международный терроризм, в частности терроризм, основанный на исламском фундаментализме. «Исламское государство» принципиально новая опасность, не в теории, а реально, с географически огромного плацдарма угрожающая и нашей стране. Именно от ИГИЛ исходит прямая угроза Кавказу и другим потенциально нестабильным российским регионам.

Вывод американских войск из Афганистана с последующим приходом талибов расширит и укрепит этот плацдарм. Уход из Афганистана – свидетельство того, что решения, адекватного проблеме, нет ни у США, ни у Запада в целом. Вместе с тем именно борьба с вооруженным экстремизмом является территорией, на которой может быть эффективно использован военно-интеллектуальный, военно-технический, военносиловой потенциал России.

Это минимум критически важных политических шагов, который позволит отвести от страны угрозу деградации и приступить к ее реальному обустройству в длительной исторической перспективе».

Материал Григория Явлинского перечитывал Сергей ПОЛЕНОВ