Лучший способ исследовать проблему – стать ее участником. В минувший четверг у меня появился такой шанс. Я на собственном опыте испытала, каким может быть сервис в сфере пассажирских перевозок.

Свободные места в 34-й маршрутке оказались только впереди, рядом с водителем. Туда мы с подругой и сели. Расплатились и продолжили свой разговор.

– Давайте послушаем радио, – вдруг обратился к нам водитель.

Радио в салоне и без того звучало, поэтому мы не сразу поняли, о чем это он.

– Я устал и не хочу слушать ваших разговоров, – пояснил свою мысль водитель.

– Вы предлагаете нам замолчать, что ли? переспросила я.

Он подтвердил, дескать, с какой стати я должен терпеть, если вы мне мешаете слушать радио.

Вот это заявление и разбудило во мне профессиональный интерес к ситуации: – Но ведь вы на работе, и по роду своей деятельности не можете делать таких заявлений пассажирам…

– А если бы вместо нас рядом сидели здоровые мужики и матерились на всю маршрутку, вы бы их тоже попросили замолчать? – поинтересовалась подруга.

– Вы мне хамите, – отрезал водитель. – Не хотите меня понять – можете выйти и поехать на другой машине. Остановить?

Захотелось согласиться с этим предложением, маршрутка ехала по мосту, и мы попросили остановить перед пушкаревским кольцом.

Оставалось еще несколько минут для общения.

– Вот вы считаете, что пассажиры не должны разговаривать рядом с водителем, а водитель может грызть семечки на своем рабочем месте, как это делаете вы? – спросила я.

– Может, – сказал водитель, сплюнув шелуху в окно и захватив свободной от руля рукой новую порцию зерен. – Я же вам не мешаю.

На остановке он притормозил, ссыпал в руку подруге мелочь – нашу плату за проезд.

На том и расстались. Я записала в блокноте: «1 августа, 18 часов 46 минут, маршрутка №34, АА 278».

– Могу я узнать имя хозяина маршрута №34, его телефон и юридический адрес? спросила я на следующее утро по телефону специалиста транспортного отдела мэрии. Разумеется, официально представилась как журналист «СК».

– Нет, мы такую информацию не даем, ответила мне женщина, потом, посоветовавшись с кем-то, предложила написать официальный запрос от редакции.

– А если бы я позвонила не как журналист, а как житель города, который хочет пожаловаться владельцу маршрута на работу водителя, вы бы дали мне информацию?

– Нет, информация о маршруте есть в салоне автомобиля. Там ее и берите.

То есть я должна была выйти на трассу маршрута №34, остановить машину, заплатить 8 рублей и проехать ровно столько времени, сколько потребовалось бы, чтобы списать нужные данные, а потом вернуться в исходную точку… Оценив эту схему, я хорошо поняла наших читателей, которые очень часто предпочитают жаловаться на работу маршрутчиков журналистам, а не представителям власти или самим перевозчикам.

А жалоб много, иначе можно было бы списать этот неприятный случай на человеческий фактор и забыть о нем. Просмотрев все, что у меня было по «транспортному вопросу» – почту «СК», записи телефонных разговоров с нашими читателями, вспомнив несколько случаев из личных наблюдений, я лишний раз убедилась: бизнес пассажирских перевозчиков хоть и является сферой услуг, как-то решительно выбился из ее правового поля и развивается по своим законам. Водитель в салоне – хозяин положения, как капитан на корабле, «первый после Бога». Только на корабле такая расстановка сил – вынужденная мера, и для капитана пассажир – особо ценный груз.

– Бабуля, не нравится – выходи! – сказал водитель пожилой женщине, которая возмущалась, что он слишком резко тронулся с места. Остановился, вернул деньги и высадил.

«Бабуля» осталась со своими авоськами между остановками. В другой раз на моих глазах попросили выйти из машины мужчину, у которого не было купюры помельче: «Сдачи нет, освободи место!».

А недавно зашла в маршрутку и поразилась неестественной позе, в которой замерли женщины на заднем сиденье: колени на уровне ушей. Потом рассмотрела, что под ногами у дам – запасное колесо. А куда деваться? Хочешь ехать – терпи.

Прискорбно, что эта сфера транспортных услуг «по понятиям» развивается на фоне угасания городского и общественного транспорта. То есть выбора у пассажиров, по сути, нет, поэтому и действует закон: «Не нравится – выходи». Причем маршрутчики, кажется, чувствуют себя едва не героями, поскольку не просто тупо выкидывают пассажиров на улицу, а всетаки возвращают им деньги.

Случай в маршрутке, произошедший со мной и моей подругой, я попросила прокомментировать руководителя Центра защиты прав потребителей Григория Каленова.

– Поведение водителя не просто противозаконно, но и возмутительно, – сказал правозащитник. – Пассажир вправеразговаривать, смеяться (даже громко смеяться), высказывать недовольство в адрес водителя. Предъявить претензию к пассажиру водитель может только в том случае, если он ведет себя неадекватно: нецензурно бранится или угрожает своим поведением жизни и безопасности других пассажиров.