13 апреля в ОП с участием представителей МИД России и Федеральной таможенной службы обсудили перспективу создания транзитного пункта под Ульяновском, предназначенного для грузов НАТО, следующих в Афганистан и обратно.

«В действительности, объект, о котором идёт речь, нужно называть российским перевалочным ангаром для преимущественно невоенных грузов НАТО», — разъяснил пресс-службе ОП РФ после завершения консультаций член Общественной палаты Максим Григорьев. Транспортировка военной техники, по словам Григорьева, «предполагает специальное разрешение Федеральной таможенной службы и в абсолютном большинстве случаев будет осуществляться воздушным путём» (грузы могут также пересекать географическую территорию Российской Федерации по железной дороге).

При этом Григорьев заметил, что со многими из стран членов НАТО и без того уже несколько лет существовали договорённости о транзите грузов. Среди подобных государств: Германия, Франция, Испания, США, Италия, Швеция и другие.

«Принципиально новым является создание склада временного хранения, который состоит из двух ангаров, принадлежащих частной российской компании. Называть эти два старых ангара, которые сейчас находятся под контролем ФТС “базой НАТО” — абсолютно некорректно. Тем более там нет ни одного иностранца», — подчеркнул Григорьев.

«Нужно понимать принципиальное отличие в юрисдикции. То, что создаётся в Ульяновске, — российская структура, действующая по коммерческому договору», — со своей стороны объяснил председатель Межкомиссионной рабочей группы ОП РФ по международному сотрудничеству и общественной дипломатии Александр Соколов.

Общественники отмечают, что в создании перевалочного пункта Россия заинтересована экономически. Со ссылкой на представителей МИД РФ и ФТС они оценивают общую величину рынка от 1,5 до 3 млрд. долларов.

«Вопрос был только в том, кому достанутся эти деньги: нам или Грузии», — заявил он (по информации, которой располагает эксперт, альтернативный путь грузов Североатлантического альянса мог проходить через порт Поти, а затем по территории государств СНГ).

«Плюсов от всей этой затеи несколько, — считает член ОП Сергей Марков. — Это не только деньги, которые пойдут в наш бюджет, но и создание новых рабочих мест в регионах, задействованных в транзите грузов, а, в конечном счёте, и возможный механизм контроля деятельности НАТО в интересах макрополитической стабильности».

«НАТО де-факто зависит от доброй воли России. Это удобный козырь в вопросах дипломатии, его можно использовать, например, в рамках переговоров по Сирии», — со своей стороны резюмировал Александр Соколов.

 

Максим Григорьев, член Общественной палаты РФ, директор фонда «Исследования проблем демократии»:

— Большинство людей, обсуждающих тему, связанную с Ульяновском, либо не обладают достаточной информацией, либо делают это в своих корыстных интересах, так или иначе нанося ущерб стране.

Нужно понимать, что речь идёт о двух вариантах транзита груза из Афганистана. Первый вариант — это путь, проходящий через Россию. В частности — через Ульяновск. И второй обсуждаемый вариант — это транзит через Грузию. Общая сумма прибыли, которую могут получить Россия и российские компании, либо Грузия — составляет от полутора до трёх миллиардов долларов.

Кроме того, есть серьёзное и важное опасение, что, если транзит, всё же, будет проходить через Грузию, через порт Поти, то часть военной техники, которая будет вывозиться из Афганистана, может остаться у режима Саакашвили. В частности, такие опасения вызваны тем, что НАТО предоставило достаточно большое количество техники грузинскому контингенту в Афганистане. Поэтому те, кто так или иначе не понимает ситуации и выступает против транзита этих грузов через Россию, фактически играет на руку Михаилу Саакашвили и интересам Грузии.

В действительности тот транзит, о котором идёт речь, уже давно идёт по территории России. Он осуществляется, исходя из международных соглашений 2003 года с Германией, Италией, Испанией и рядом других стран НАТО. Например, за последние три года по территории России прошло железнодорожным путём около 30 тысяч контейнеров, и прибыль с этого транзита составила более 150 миллионов долларов. Как правило, основные грузы, которые проходили по нашей железной дороге, — это стройматериалы, различные комплектующие для бытовых построек, палатки, вещмешки, а также, конечно, продовольствие.

Единственное, что появилось нового за это время — это, по сути, два ангара на территории Ульяновского аэропорта, находящиеся в аренде у российской частной компании. Вокруг этих ангаров выставлены посты Федеральной таможенной службы, и туда нет доступа никаким иностранным гражданам, тем более — военнослужащих иностранных войск. Называть эти перевалочные ангары базой НАТО более чем некорректно. Единственная функция их состоит в том, чтобы более эффективно укомплектовывать контейнеры тем грузом, который поступает из Афганистана.

Вооружение вывозится, как правило, воздушным путём. В том случае, если какая-либо страна будет испытывать необходимость в вывозе вооружения, согласно российским законам, ей будет необходимо поставить заблаговременно российскую таможенную службу в известность, получить на это дополнительное разрешение, и, разумеется, это оборудование будет подлежать специальному контролю со стороны ФТС.

К сожалению, разговоры и споры вокруг мифических объектов НАТО, которых на самом деле нет, играют на стороне Грузии, которая пытается, ссылаясь на эти сообщения и дискуссии, представить Россию как ненадёжного оператора транзитом для того, чтобы получить существенную финансовую прибыль, оставить часть военной техники на территории Грузии и чтобы Саакашвили получил новый рычаг политического влияния на США и НАТО.

Кроме того, стратегия России состоит в том, чтобы отработанный маршрут транспортировки грузов «Европа — Средняя Азия» прошёл именно по территории России, поскольку это будет основой для дальнейших транспортных операций и формирования надёжного транспортного коридора в будущем.

Сам транзит осуществляется согласно резолюции 13-86 от 20 декабря 2001 года Совета безопасности ООН, за которую голосовала и Россия. В пункте 7 указанной резолюции имеют место рекомендации соседним с Афганистаном государствам предоставить международным силам содействия безопасности необходимую помощь, включая предоставление разрешения на транзит. Поэтому ничего нового в создании транзитного пункта в Ульяновске нет.

Александр Соколов, член Общественной палаты РФ, председатель клуба «Многонациональная Россия»:

— По поводу перевалочного пункта в Ульяновске уже многое было сказано первыми лицами государства. Вместе с тем, я, в первую очередь, убрал бы из лексикона понятие «база НАТО». У военной базы есть определённые характеристики, там должен быть соответствующий персонал, подчиняющийся руководству соответствующей организации. В Ульяновске нет персонала НАТО.

Это фактически участие России в реализации договора по перевозке груза. И понятно, что ряд грузов требуют пересортировки, и Ульяновск в этом отношении является лучшим транспортным узлом. Там работает только российский персонал, подчиняющийся, соответственно, российским властям и российским коммерческим организациям. Это обычная практика договорных отношений.

Тот, кто ввёл термин «база НАТО» в Ульяновске, рассчитывал на дискредитацию власти в глазах граждан. У нас имеется ряд соглашений со странами НАТО и США по перевозке грузов. Только северным путём можно наиболее безопасно и эффективно перевозить грузы из Афганистана, поскольку с юга территория частично занята талибами — наземные и воздушные перевозки являются уязвимыми. Переброску грузов через территорию России я считаю очень выгодной. С одной стороны, создаются рабочие места, а, с другой — этот перевалочный пункт является неким инструментом в переговорах между Россией и НАТО по другим вопросам, не касающимся Афганистана. Напомню, что над территорией России уже летают самолёты, перевозящие грузы НАТО. Такие полёты регулируются национальными властями: можно пропустить один самолёт в день, а можно и двадцать. И это чисто российское решение.

 

Сергей Марков, член Общественной палаты РФ, политолог, проректор Российской экономической академии им. Плеханова:

— Есть несколько причин того, почему формирование транспортного пункта в Ульяновске вызвало большой общественный резонанс. Первая — это отсутствие информированности общественности. Люди просто не знают и не понимают, что это такое. Во-вторых, есть очевидная озабоченность относительно того, не будут ли в данном случае какие-то моменты скрыты «за спиной». Третья причина — это возможные действия грузинских спецслужб, поскольку Грузия крайне заинтересована в том, чтобы европейцы в Ульяновске имели проблемы.

Технические особенности состоят в том, что Ульяновск должен работать именно на транзит из Афганистана. Причём на комбинированный воздушный и железнодорожный транзит. То есть сначала наши «Русланы» привозят груз из Афганистана в Ульяновск, а там уже он перегружается на железную дорогу и отправляется в страны Евросоюза. Пользоваться этим, прежде всего, будут Великобритания, Франция и Германия, поскольку США отправляет грузы через Пакистан и частично — порт Поти в Грузии: воздушным путём. Северный транзит может осуществляться через Россию или Азербайджан и, соответственно, грузинский Поти.

Саакашвили крайне заинтересован в том, чтобы ульяновский проект не был реализован, поскольку часть военной техники может остаться в Грузии в случае её транзита через Поти.

Личный состав через Ульяновск не пойдёт, он улетает из Афганистана самолётами. Ульяновский пункт является перегрузочным с самолётов на железнодорожные составы. Не будет никакой экстерриториальности, всё будет проходить строго под российским контролем, также российским жёстким требованием было то, что не один груз не будет иметь маркировки НАТО. В Ульяновске не будет ни натовских, ни наших военных.

Отсутствие информированности общественности вызывает неоднозначные дискуссии вокруг транзитного пункта в Ульяновске.

Что касается афганского наркотрафика, то этот вопрос неактуален в данной случае. У нас есть все возможности контролировать перевоз груза на данном маршруте. Натовских солдат проверяют довольно жёстко. Перевозить наркотики через ульяновский пункт будет невозможно.

Проект является очень выгодным: большие суммы пойдут в федеральный бюджет, компании «Волга-Днепр», осуществляющей воздушный транзит, «Российским железным дорогам». Объём транспортировки будет огромным. Я с удивлением узнал, что американцы вывозят даже обломки своей техники, а, например, немцы — даже оставленный после пребывания контингента мусор. Это, конечно, дорогое удовольствие, многим может показаться смешным, но те деньги, которые будут платиться — вовсе не смешные.