Художественному музею предлагают перебраться из красивейшего здания на Венце в помещения гостиницы “Венец”. Кто предлагает, пока непонятно, поскольку в министерстве искусства и культурной политике региона сообщают, что об этом ничего не известно. Однако сотрудники музея уже обеспокоены вероятностью переезда, хотя решение еще не принято.

Как сказал нам один из сотрудников музея, это предложение пока широко не обсуждали, и окончательного решения пока нет. Но о возможности переселения там знают. Свое беспокойство музейщики выразили и краеведу Сергею Петрову.

– Мне рассказали, что директор музея, мой бывший ученик Сергей Жданов (вчера, 12 января, нам не удалось застать его на месте. – Ред.), с готовностью воспринял эту идею, – рассказал Петров. – Но большинство сотрудников против.

Позицию противников переезда понять просто. В музее хранятся настоящие сокровища, большинству которым под стать именно этот красивый особняк на Венце, с любовью построенный архитектором Августом Шодэ, с его высоченными стенами, большими светлыми окнами, огромным окном-фонарем над выставочным залом. Величие дома имеет соответствующую историю – его строили на народные деньги, собранные по подписке, в память о нашем земляке – писателе Иване Александровиче Гончарове. В декабре 1895 года здесь начал принимать посетителей историко-археологический музей Симбирской ученой архивной комиссии, с которого началась история Краеведческого музея. В том же году начала формироваться и художественная коллекция – сначала как раздел, затем как самостоятельный музей. В собрании, насчитывающем более 11000 экспонатов, хранятся уникальные произведения русской и западноевропейской живописи, скульптуры, графики XVI-XX веков. Музей располагает подлинниками Левицкого, Рокотова, Боровиковского, Брюллова, Иванова, гордится работами наших выдающихся земляков Худякова, Пластова и Архангельского. Искусствовед Галина Савинова, недавно ушедшая из жизни, в прошлом посвятила цикл телепередач произведениям декоративно-прикладного искусства из фондов музея, а также пропагандировала имя “последней из рода Киндяковых” Екатерины Перси-Френч – ее коллекция фарфора, живописи и других предметов искусства стала замечательной частью музейного фонда.

О шедеврах нашего музея можно рассказывать долго, благо в его выставочных залах регулярно экспонируется то одна, то другая изюминка из богатого собрания. И ни одну из них невозможно представить в помещении гостиницы. Разве найдется там достаточное место, чтобы оценить красоту “Евы с гранатом” Келлера-Вилианди – картину, любимую многими посетителями Художественного музея? Или величие и масштаб “Екатерины II” кисти Левицкого?

По словам Сергея Петрова, дом-памятник Гончарову хотят полностью передать Краеведческому музею. Вообще-то обоим музеям на их площадях давно уже тесно. Неспроста министр искусства Татьяна Ившина еще в 2005 году заговорила о строительстве нового здания для Краеведческого музея. Федералы собирались дать на это немалые деньги, и называлась даже конкретная сумма. Но потом начались финансовые кризисы, и хотя место под музей нашли, а рядом с педуниверситетом появилась “картинка”, изображающая будущее здание, обещания постепенно сошли на нет. Не изменила ситуацию даже передача в распоряжение Краеведческого музея и реконструкция трехэтажного Дома Гончарова. По словам научного сотрудника НИИ истории и культуры Ульяновской области Леонида Вязова, в музейное хранилище можно протиснуться с большим трудом, и новые экспонаты давно негде складывать. Но все-таки кажется крайне несправедливым, если из здания на Венце выселят величественные полотна, великолепные вазы, изящный фарфор, завораживающую скульптуру, тонкую графику.

Анна Школьная