В театре драмы на кассе уже несколько дней висит объявление: 28 июня аншлаг, все билеты проданы. Премьера спектакля «Великая Екатерина» по пьесе Бернарда Шоу станет одновременно и бенефисом народной артистки России Зои Самсоновой.

На торжество приезжает вся театральная семья актрисы: и сын, ныне столичный актер Денис Юченков с женой Наташей и школьником Глебом, и самый старший представитель династии актер Тверского театра драмы, народный артист Константин Юченков. В день рождения актрису поздравил губернатор, позвонил по сотовому, а на сборе труппы вручил золотую брошь, подчеркнул, что подарок личный, от поклонника по фамилии Морозов.

– В скольких спектаклях Вы сыграли? – спрашиваю Зою Михайловну.

– Я только последние годы бросила считать. Где-то к 200-м подходит. Раньше по молодости почти во всем репертуаре была занята.

Если не главная роль, то второго плана, или эпизод, или массовка.

Иногда играла две-три рольки в одном спектакле, как в «Поднятой целине». И все записывала. Потом потеряла счет.

Как снимать перчатки По жизни у Зои Самсоновой одновременно несколько ролей. Вопервых, конечно, актрисы. Она приехала в Ульяновский театр драмы в 1969 году выпускницей ГИТИСа, там ее нашла главный режиссер Вера Ефремова. Один из первых спектаклей Самсоновой – «Последняя жертва». Опытная актриса Надежда Сухорукова подсказывала, как носить платье, вуаль героине пьесы Островского, как снимать перчатки – по пальчику. У актеров иногда костюм, грим помогают найти характер. Корсет надел – и спина держится, и звук идет по-другому. В спектакле «Женитьба» актрисе приготовили костюм на вате, он весил килограммов 50, примерно столько же, сколько и сама Самсонова.

У молодой, талантливой, красивой актрисы очень скоро появились театральные поклонники. Было чем восхищаться. «Лошадь Пржевальского», «Валентин и Валентина», «Бешеные деньги», «Униженные и оскорбленные», «Мамаша Кураж», «Красное и коричневое»… Многие и по сей день помнят эти спектакли с участием Зои Самсоновой.

Несмотря на успех, у Самсоновой, как и у каждого актера, есть кладбище несыгранных ролей.

– Так их знаете как много? Шекспировские героини, начиная от Джульетты и леди Макбет. Хотя в «Ричарде» у меня была очень интересная роль герцогини Йоркской, я любила ее. С Чеховым встречи не случилось, мечтала о Раневской, Аркадиной – только в «Иванове» сыграла небольшую роль. У меня был период, когда я получила звание заслуженной и за весь сезон не сыграла ни одной роли, где-то в 1983-м году.

Удивительно это слышать, потому что Самсонова тогда была молода и прелестна: фигура, вздернутый носик, яркие голубые глаза. Простой случился, когда главрежи в театре менялись один за другим. И сейчас у актрисы есть ощущение недоигранности.

Спектакль «Заноза» Зоя Самсонова называет подарком Юрия Копылова. Сейчас «Занозу» уже не играют, потому что уехал актер, исполнявший роль молодого героя.

А жаль. Кажется, спектакль не дошел до своего естественного конца, мог бы и сегодня значиться в репертуаре. Копылов, говорят, сам был удивлен, что у него появился «не его» спектакль – лирический, с французским привкусом, где героиня Зои Самсоновой оделась в элегантный брючный костюм, шляпу, она играла бывшую актрису.

Особняком среди всех ролей стоит Дорина в «Тартюфе». Эта служанка была главной в спектакле. Дорина крутила всеми и держала на себе действие. Весь спектакль актриса была на сцене, иногда играя без слов: мимикой, ужимками, глазами, жестами. Самсонова говорит, это идея режиссера. Копылов, несомненно, ценит Самсонову и умеет преподнести ее талант.

Или моряком, или артистом Роль мамы в жизни Зои Михайловны, разве скажешь, что она во-вторых? Сын Денис сообщил, что решил стать артистом, когда закончил школу. До этого мечтал быть капитаном дальнего плавания или подводником. Денис Юченков с шести месяцев вырос в театре: ездил на гастроли, спал за кулисами. Потом закончил театральный вуз. Юрий Копылов принял в труппу молодого актера и сыграл большую роль в его судьбе. Зоя Михайловна считает, что актерскую школу сын получил именно у Копылова. Теперь Денис Юченков – успешный артист столичного театра «У Никитских ворот», снимается в кино, телесериалах. На радость маме.

В роли профессора Зоя Самсонова часто выходит на сцену со своими бывшими студентами. Уже больше 10 лет она преподает на факультете культуры и искусства УлГУ, роль профессора университета исполняет, как всегда, с полной отдачей. Прима театра Оксана Романова вспоминала, как Зоя Михайловна разглядела в ней, молодой девчонке-абитуриентке, актрису. Что из этого стало, можно видеть в каждом спектакле нашего театра, где занята Оксана. В дипломном спектакле «Коварство и любовь» она играла леди Мильфорд, Зоя Михайловна прожила эту роль вместе с ней и считает, что именно тогда родилась актриса. Самсонова любит молодых артистов, говорит, что работать с ними страшновато, но интересно. Учится у них непосредственности. «Если из 20-ти человек на курсе двое-четверо действительно одаренные ребята, это большая удача, – говорит Зоя Михайловна. – И такое бывает!». Оксана Романова, Ольга Новицкая, Екатерина Поздышева, Ярослав Андронов, Андрей Ефремов – все эти актеры учились на курсе Зои Самсоновой и Бориса Александрова.

Не пустили в капустник В театре ни один спектакль не оставался без капустника, иногда публика и не видела их, ставили в свое удовольствие, для внутреннего употребления. Ни один капустник не обходился без Самсоновой.

Она говорит, что может сделать капустник на саму себя. Но в день бенефиса впервые отстранена от этого остроумного занятия.

Помимо спектакля, все для нее сюрприз.

День исполнения желаний.

– Я сейчас хочу, чтобы была хорошая, интересная роль. И чтобы она была. Мне кажется, у меня столько сил для работы, я не чувствую возраста! – говорит Зоя Самсонова.

Все-таки среди всех ролей народной артистки Зои Самсоновой есть главная – любимой актрисы. Она чувствует это, когда в день юбилея звонят домой с поздравлением незнакомые люди. Когда поклонники встречают у театрального подъезда, чтобы поблагодарить за спектакль. Когда зрители устраивают овацию после представления.

Они считают ее великой и своей. И принимают в любой роли.