Порой современная российская политика ведет себя так, словно живет по законам «стадного инстинкта». Случайность это или закономерность – не знаю. Но что волнует «большого заокеанского брата», то и нам вдруг зачастую становится очень важно. Вот не успели еще отбушевать страсти по поводу скандальной реформы медицинского страхования в США, как зашевелились и российские законодатели и принялись примерно за то же «у себя». Они готовятся принять главный документ медицинской отрасли – закон «Об обязательном медицинском страховании». Между прочим, первое чтение этот закон, способный вызвать бурные общественные споры (потому что он затрагивает интересы абсолютно каждого российского гражданина), уже прошел. Чем же аукнется новая инициатива властей для рядового обывателя и для нашего региона?
Дело в том, что с 1 января 2011 года отчисления в систему обязательного медицинского страхования вырастут с 3,1 до 5,1 процентов. А все потому, что власти, видимо, все-таки всерьез озаботились «демографической ямой» – низкой рождаемостью и высокой смертностью. По официальной версии, дополнительные средства понадобились как раз для того, чтобы как-то исправить положение. То есть принципиально повысить качество медицинского обслуживания. Которое, кстати, и само давно и хронически больно. К примеру, после инвентаризации, проведенной в региональной медицине, стало ясно: не менее 70 процентов зданий медучреждений требуют ремонта на сумму в 4 с лишним миллиарда рублей! Общая же сумма инвестиций, необходимая для модернизации нашей медицины, составляет 9 миллиардов. Причем поступит ли в Ульяновскую область полная сумма необходимых средств – неизвестно. Представители регионального Минздрава выражают сдержанные сомнения. Дело в том, что, по предварительным оценкам, новая ставка обязательного страхования позволит выручить примерно 460 миллиардов рублей дополнительно и направить их на модернизацию медицины, но это на всю страну…
Власти утверждают, что новый закон принесет рядовому гражданину только «плюсы». Например, законопроект вводит электронный полис единого образца, воспользоваться которым можно будет вне зависимости от места проживания, по всей стране. Вроде бы удобно. Так то оно так, только поликлинику свою родимую для обслуживания по месту жительства вы сможете выбирать (то есть в случае необходимости поменять) все равно лишь раз в год. А отдать предпочтение тому или иному врачу – только с согласия самого эскулапа. Ну о какой, скажите, конкуренции может идти речь в условиях недостатка медицинских кадров и изначально неравных условий, в которых находятся сами учреждения? Спрашивается, в какую поликлинику будут стремиться наши люди, если у одной – новые корпуса, все необходимое для диагностики и полный штат специалистов, а у другой – только тесные коридоры да протекающая крыша? И ведь туда, куда устремится народ, будет практически невозможно попасть!
Так что высокие слова защитников документа – «во главу угла, де, теперь ставится пациент» – на деле рискуют так и остаться словами. Потому что даже они признают – никаких радикальных изменений не произойдет. И те, что вроде бы просматриваются, – тоже далеко не сразу, году к 2015-му, не раньше…
Зато, по мнению ульяновских «глашатаев» законопроекта, он непременно активизирует конкуренцию на рынке страховых компаний. Сегодня по области их семь, и они работают практически неотличимо друг от друга. А вот когда договора со страховщиками будет заключать не работодатель (как бы оптом, на всех своих сотрудников), а сам работник в соответствии со своим персональным выбором (как запланировано в новом законе), соревнование за клиентов среди страхователей каким-то образом повысит качество медобслуживания. Якобы расстаравшиеся в погоне за пациентами страховщики проследят за тем, услугу какого уровня вы получите от медиков (ну если и проследят, дальше-то что?). В течение всего следующего года прежние страховые медицинские полисы останутся действительными, но по своему желанию вы сможете выбрать другую компанию, прийти туда и получить полис нового образца. Непонятно только, по каким именно критериям нам придется выбирать страхователя, если никаких различий как раз между ними, в общем-то, и нет? У кого офис что ли лучше обставлен, или секретарша на входе улыбается более зазывно и белозубо? Но тогда при чем тут медицина?..
Кстати, инициатива изменить систему медицинского страхования принадлежит одной из политических партий. Местные представители этого крупнейшего в стране «хребта» вертикали власти признаются, что мера эта (по увеличению страховых отчислений сразу на два процента) непопулярная, однако бизнесу ее необходимость и выгода сейчас разъясняются. Дескать, у хорошо подлеченных людей больше и отдача на работе, и производительность труда. Зато будет чего еще взять-спросить с сотрудников «за медицину». Лечился в «модернизированной» поликлинике – работай больше! Старый больной конь-пахарь, как и согбенный под грузом забот российский народ, – он под присмотром хорошего коновала еще много вспашет…
Между тем необходимость реально реформировать медицину существует давно. Результаты социологических исследований свидетельствуют о нарастании недоступности медицинской помощи широким слоям населения. В программу государственных гарантий закладывается все меньшее количество обязательных услуг. Причем если во всем мире постепенно растет число бесплатных видов медицинского обслуживания, то у нас все наоборот. Решит ли новый закон о медицинском страховании эти проблемы или только усугубит их, ведь по страховке можно получить услуги лишь в рамках базовой программы (говорят, что из нее теперь исключены практически все социальные инфекционные, наркологические, стоматологические заболевания, восстановительное и реабилитационное лечение, спортивная медицина, лечение последствий радиации, медицина катастроф)? Как отреагируют работодатели и как это отразится на зарплатах рядовых работников: останутся ли зарплаты «белыми», сохранятся ли так называемые соцпакеты? Дойдут ли дополнительные миллиарды до конкретных лечебных учреждений без коррупционных скандалов (к сожалению, подобный опыт имеется в нашем регионе)? Или тут и вовсе замешана большая политика, предвыборная игра? Ответы на эти вопросы нам еще предстоит узнать. Хотя Институт современного развития, попечительский совет которого возглавляется самим Дмитрием Медведевым, уже предостерегает от принятия поспешных решений. Эксперты не довольны практически двукратным увеличением взносов работодателей на медицинскую страховку. Оно приведет к тому, что в систему медицинского страхования страны в 2013 году поступит 1,3 триллиона рублей, что составит лишь 3,8 процентов ВВП и 75 % всех расходов на здравоохранение. Тогда как в развитых странах минимально допустимый уровень государственных расходов на здравоохранение составляет… семь процентов ВВП. Вот тебе и вся модернизация с демографией, вот тебе, понимаешь, и лечить по-русски!
Александр РУСИНОВ