Тема, поднятая нами в прошлом номере по поводу проверок торговых точек, находящихся в ненадлежащем состоянии и реализующих просроченные товары без лицензий и соответствующих документов, вызвала бурю эмоций в читательской среде.
Хотя материал касался прежде всего сельских магазинов, в которых случаи халатного отношения к продуктам и потребителю наблюдаются гораздо чаще, чем в городе, немало откликов было и от городских предпринимателей, владеющих торговыми точками.
Не раз было сказано о том, что губернатор Сергей Морозов намеренно акцентирует внимание на развитии малого и среднего бизнеса, всячески его поддерживая и оберегая. Однако чаще всего такая поддержка распространяется именно на городских предпринимателей. Возможно, сельчане, которые не так активны и которым для оформления необходимых бумаг нужно не раз съездить в город и пройти всю «бумажную волокиту», не в силах соблюдать все нормы и вынуждены где-то хитрить и лукавить, чтобы получить хоть какую-то прибыль.
В села и деревни не проникает сеть крупных компаний, таких как «Магнит», «Гулливер», «Пятерочка», где за качеством следят. Местных предпринимателей не поддерживают, а жители нуждаются в продуктах. Как правило, на небольшую деревню приходится 2-3 магазина, а то и вовсе один. Жителям, за неимением лучшего, ничего не остается делать, как приобретать продукты именно там.
Вот и получается, что на прилавках скудный ас-сортимент, антисанитария, продукты с истекшим сроком годности. Но бабушке пенсионерке больше некуда пойти. В комментариях читателей отмечается, что контроль могут осуществлять сами покупатели, выбирая качественный товар. Но что делать, когда нет выбора? Мало того, приезжают проверки, накладывают штрафы, закрывают магазины. Несомненно.
бороться с проблемой необходимо, но не таким путем.
Необходимо разграничить городской бизнес и сельский, так как они находятся не в равных условиях и имеют свои нюансы. Либо внедрить в каждое село сеть специализированных продовольственных магазинов с ориентиром на деревенского жителя.
СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА
В апреле этого года министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов региона было разработано распоряжение об утверждении «Региональных стандартов качества обслуживания населения в предприятиях торговли Ульяновской области».
В целях улучшения качества торгового обслуживания населения на территории Ульяновской области были разработаны четкие критерии, которым должны следовать все торговые точки региона.
Обязательно должно быть наличие вывески со всей необходимой информацией об объекте, владельце, организации, месте, времени работы и т.д. Данный простой критерий выполняют почти все точки. Но дальше -сложнее. Пункт «наличие необходимых помещений, оборудования и инвентаря» предполагает обеспечение в соответствии с требованиями стандартов сохранения качества и безопасности товаров при их хранении и реализации в месте продажи, надлежащие условия торговли, а также возможность правильного выбора покупателями товаров. Но оборудование в некоторых торговых точках либо полностью отсутствует, либо имеет непригодный вид.
В соответствии с разработанными стандартами магазин должен иметь следующие помещения: торговый зал, помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобное помещение – для размещения вспомогательных служб и выполнения работ по обслуживанию технологического процесса, административно-бытовое помещение, техническое помещение, отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Вы когда-нибудь видели все это в сельских магазинах? Да и в городских данные требования не всегда выполняются.
Как правило, все ограничивается торговым залом и подсобкой.
Пункт о «наличии покупательских тележек и корзин» для обеспечения самообслуживания явно веет тем, что данное распоряжение составлялось для городских сетевых супермаркетов. И далее следует огромный перечень того, что должно обеспечивать руководство торговой точки от входного контроля качества и безопасности пищевых продуктов, сырья и полуфабрикатов до уборки прилежащей территории. Однако в сельских магазинах обычно работают 1-2 человека, сменяя друг друга. Все это нормы и требования явно не в их компетенции. И, как поделился с нами директор одного из сельских магазинов, трудно найти персонал, заработная плата низкая, в торговых точках текучка, поэтому и хромает и контроль, и качество.
Вывод напрашивается один – нельзя под одну гребенку грести весь малый и средний бизнес. Каждому уровню свои нормы и требования. И, если ресторан в центре города можно назвать «священной коровой», то магазин, к примеру, в селе Гладчиха Тереньгульского района, где в ассортименте соль, сахар, хлеб и пара палок колбасы неизвестного происхождения, вряд ли подойдет под это определение!
Иван Дубов