Центральная городская клиническая больница -ведущее многопрофильное медицинское учреждение Ульяновска. Здесь за последние несколько лет произошли серьезные преобразования, связанные с открытием новых отделений, оснащением современным оборудованием, внедрением новых методик в области диагностики и лечения. Второй год в клинике идет программа модернизации здравоохранения, которая направлена на повышение качества медицинской помощи населению. О том, чего конкретно удалось добиться, насколько улучшилось обслуживание горожан, как изменилось положение врачей и медсестер – наш разговор с заслуженным врачом РФ, главным врачом ГУЗ «ЦГКБ города Ульяновска» Владимиром Сучковым.
С электронной регистратурой исчезли очереди – Владимир Николаевич, как внедряется программа модернизации в вашей больнице, что уже удалось сделать, что предстоит?
– В этом году на модернизацию нам выделяют 28 миллионов рублей, в том числе 7,4 миллиона рублей – из федерального бюджета, остальные – из областного бюджета. На приобретение медицинского оборудования запланировано потратить 18,9 миллиона рублей. Из того, что должны были получить еще в прошлом году, пока пришло не все. Мы ожидаем поступления пяти передвижных рентгенустановок.
Уже получили для ожогового отделения специальную кровать, аппарат УЗИ, оборудование для информатизации, аппаратуру по лабораторной диагностике, позволяющую в течение часа выдавать до 40 биохимических параметров, идет установка двух флюорографов – в стационаре и поликлинике. Запущен на полную мощность и хорошо оснащен диагностической аппаратурой Центр здоровья, работа которого направлена на профилактику заболеваний. В прошлом году мы укомплектовали глазной кабинет таким оборудованием, которое бы желательно иметь и в стационаре. Речь идет о бесконтактных методах определения глазного давления.
В Центре теперь работает два смотровых кабинета – женский и мужской. Мужской оказался очень востребован. Стали диагностироваться различные патологии прямой кишки, онкология и т.д. Недавно в женскую консультацию приняли психолога, работа которого направлена в том числе на снижение абортов. После беседы психолога с шестью женщинами, которые хотели сделать аборт, пять из них отказались это делать. Сказали, что будут рожать. Эффект есть!
– А что по поводу укрепления материальной базы?
– В этом году в рамках программы модернизации планируем отремонтировать пять отделений: глазное, неврологии, пульмонологии, неотложной помощи и инфекционное. В прошлом году по плану отремонтировано отделение нейрохирургии. На его открытии после ремонта побывал губернатор Сергей Иванович Морозов, как мне показалось, остался доволен увиденным. За счет собственных средств для отделения купили новые кровати, телевизоры, провели в палаты радио, отремонтировали регистратуру в травмпункте, две палаты в травматологии, два кабинета в рентгенотделении. То есть в итоге в здании стационара отремонтирован весь пятый этаж, третий – с ожоговым отделением и нейрохирургией, первый – с диагностическим блоком, где установлен компьютерный томограф, эндоскопическое отделение, отделение функциональной диагностики, аптека. Все теперь в хорошем состоянии. Когда бы мы могли себе такое позволить? За счет собственных средств отремонтировали также детскую поликлинику на улице Тельмана. Два года назад сначала привели в порядок одну половину, в прошлом – вторую. Условия сейчас там созданы хорошие. Так что мы постоянно ведем деятельность по улучшению условий труда нашего медицинского персонала и по качеству обслуживания населения.
– Введение электронной регистратуры в детской и взрослой поликлиниках ожидаемый эффект принесло?
– Теперь не стало очередей в ре-гистратуре. Я сам проверяю, как это работает. Прихожу с утра, в восемь часов у окошечек стоит пять-шесть человек, прихожу днем – три-четыре человека. Это те, кто записывается на прием к специалистам непосредственно в регистратуре. А ведь есть еще два вида записи – по интернету и по телефону. Люди поняли, что незачем толпиться у входа в поликлинику с шести утра, чтобы записаться к врачу, что можно это сделать другим способом. Результат очевиден.
– Еще одно нововведение – камеры видеонаблюдения – как-то помогает в организации работы больницы?
– Мы поставили видеокамеру в регистратуре и травмпункте поликлиники. Наблюдаем, что там происходит, в случае необходимости руководство вмешивается и решает проблему. Воров начали ловить. Увидели, например, кто в травмпункте стащил со стены часы – подставил скамейку, снял и унес. Вора мы нашли.
– Важным направлением для вашего внушительного и беспокойного хозяйства является процесс информатизации, развитие автоматизированной системы управления, внедрение которой началось еще лет двадцать назад. Чего добились?
– В больнице мы провели локальные оптико-волоконные сети, отличающиеся высокой скоростью передачи информации. Как только все наши подразделения будут полностью оснащены всем необходимым оборудованием, мы их подключим к нашей внутренней локальной сети, которая, в свою очередь, будет иметь выход на областной информационный центр, где собраны все данные по области в целом. Предполагается, что со временем данные из регионов будут собираться в едином общероссийском центре.
– Что это даст больнице и ее пациентам?
– Во-первых, постоянный контроль и управление со стороны вышестоящих организаций, Министерства здравоохранения. Во-вторых, возможность оперативно принять квалифицированное решение по лечению того или иного пациента. В-третьих, это чисто организационный вопрос, который занимает важное место в лечебном процессе. Судите сами. По итогам прошлого года к нам в стационар обратилось за помощью больше 42 тысяч пациентов, из них мы госпитализировали только 28 тысяч. Всем остальным в течение часа провели полное диагностическое исследование – взяли анализ крови, провели рентген, УЗИ. Когда убедились, что показаний для госпитализации нет, направили на консультации к специалистам в поликлинику. Поверьте, это большая работа!
По поводу внедрения автоматизированной системы хочу сказать, что десять лет назад я сам участвовал в создании программы для приемного отделения. В программу заложили все, начиная от отметки в милиции, госпитальное обследование, кто конкретно выполняет пациенту операцию, кто лечит. То есть ведется вся необходимая статистика. В случае необходимости информацией можно оперативно воспользоваться. Так же будет система работать и в областном масштабе. Очень важно готовить в электронном виде и отчетность, которую мы обязаны предоставлять вышестоящим организациям. Тогда сколько людей от бумажной работы освободим и сможем их переориентировать на что-то другое!

Повысилась зарплата – пришли специалист
– В медицинских учреждениях города и области остро стоит кадровый вопрос. Как вы справляетесь в этой ситуации?
– Во взрослой поликлинике к узким специалистам – урологу, хирургу, окулисту, гинекологу, травматологу – у нас практически очередей нет, так как штат укомплектован, а вот эндокринолог и кардиолог – пока в единственном числе, и к ним идет запись на две недели вперед. Речь идет о пациентах, которые не нуждаются в экстренной помощи и осмотре. Они побывали на приеме у участкового терапевта, и тот им порекомендовал обратиться к узкому специалисту. Сейчас не хватает пяти участковых терапевтов, трое из которых ушли в декретный отпуск. Следовательно, вся нагрузка ложится на тех, кто есть.
Кстати сказать, почти месяц назад, 29 февраля, на базе нашей больницы прошла ярмарка вакансий с участием губернатора. Сергей Иванович Морозов рассказал выпускникам медицинского факультета УлГУ, какие меры материальной поддержки в отношении молодых специалистов у нас предпринимаются.
В прошлом году к нам пришли девять молодых специалистов, которые по региональной программе будут получать денежные выплаты в течение трех лет – 20, 40, 60 тысяч рублей соответственно.
– Программа модернизации предусматривает рост зарплаты медперсонала. Как это у вас происходит?
– Предусматриваются надбавки по двум направлениям – доступность амбулаторной медицинской помощи и выполнение стандартов. В прошлом году мы работали по трем стандартам: острый панкреатит, пневмония и острое нарушение мозгового кровообращения. Получили значительные средства, с помощью которых сняли проблему по снабжению лекарствами и повысили зарплату медработникам. В этом году мы снова продолжаем работать в этом направлении.
Не все медработники попали под эти программы. Но для них государством были предусмотрены другие доплаты. Так, например, гинекологи женской консультации получают доплату по родовым сертификатам. Участковым врачам, у которых очень тяжелый труд, несколько лет назад стали ежемесячно доплачивать 10 тысяч рублей. Очень хороший жест сделал губернатор, приняв решение доплачивать 10 тысяч рублей врачам-анестезиологам. Мы тут же почувствовали, что это людей заинтересовало. К нам в больницу пришли сразу три специалиста, что позволило открыть отделение анестезиологии и реанимации. Я слышал, что на региональном уровне прорабатывается вопрос о доплатах в 10 тысяч рублей врачам-нейрохирургам, в которых медучреждения города и области очень нуждаются.

Все на борьбу с абортами
– Владимир Николаевич, когда откроется строящаяся на территории больницы церковь?
– Думаю, что в этом году. Строит ее на пожертвования отец Дмитрий. Службы он сейчас проводит в часовне в здании больницы. Я даже не предполагал, что она будет так востребована медперсоналом и пациентами. Двери часовни не закрываются. С отцом Дмитрием я планирую .вести совместную работу по профилактике абортов. Хотим создать комиссию, куда войдут также психолог, гинеколог и, возможно, социальный работник. Надеюсь, все у нас получится.
Евгения КАЛУГИНА

в газете на правах рекламы