Власть, разбогатев, явно заметалась в попытках придумать для народа какую-нибудь идеологическую накидку. Тут и Дом Романовых, и воеводы чуть ли не средних веков. И памятник Тихонову-Штирлицу в форме немецкого офицера.
Установить такой памятник актеру Вячеславу Тихонову, сыгравшему роль советского разведчика в фильме «Семнадцать мгновений весны», предложил, как известно, министр культуры Владимир Мединский. По его разумению, памятник увековечит подвиг наших разведчиков. А заодно послужит, видимо, и делу героизации фашистского офицерства, ведь молодежь, например, Тихонова в скульптуре может уже и не узнать, она будет видеть только эту форму. Что именно имел в виду Мединский, остается лишь гадать.
Наши собираются везти в Ульяновск могильную плиту воеводы Богдана Хитрово, которому приписывается основание города Симбирска. При этом не секрет, что до прихода Хитрово на Волгу здесь уже жили люди и поселение носило тюркское название Синбир. То есть никаким основателем города Богдан Матвеевич Хитрово не был, да и не за тем посылал его царь Алексей Михайлович: задачей воеводы было построить здесь крепость, чтобы обороняться от набегов бывшей Золотой Орды.
Ныне же и Орда, и мы – граждане одной державы, навязывание которым символов стародавнего противостояния является, на мой взгляд, тупым и контрпродуктивным.
Непонятно, зачем все эти кладбищенские тени в нашем настоящем и особенно в будущем. Кого, чем и на что они могут вдохновить? Похоже, что страна и ее власть просто боятся жизни, боятся народа, боятся, что, вглядываясь в будущее, он начнет задумываться о настоящем и задавать вопросы, и потому всячески стремятся повернуть его голову назад, туда, где за туманом ничего уже не разглядеть. Только идти как бы вперед, глядя при этом назад, сколь-нибудь долго России вряд ли удастся. Споткнется.
Василий Мельник