За последний год стоимость полиса КАСКО в Ульяновске выросла на 57 процентов – больше, чем где бы то ни было в России, приводит данные Moneymatika.ru.
По словам страховщиков, столь резкий рост объясняется сокращением продаж и установлением заградительных тарифов из-за высокой убыточности.
Средняя цена полиса КАСКО в Ульяновске с сентября 2013 года выросла с 43061 рубля (7,02 процента от стоимости автомобиля) до 86550 рублей (13,2 процента), в среднем по регионам (без учета Москвы) – с 50556 рублей (7,14 процента) до 71559 рублей (9,32 процента) – таковы результаты обработки запросов по 70 крупнейшим городам для 200 тысяч расчетов цены автоКАСКО и двух миллионов выставленных к ним котировок от восьми ведущих розничных страховщиков («Альфастрахование», «Ингосстрах», «Ренессанс страхование», «РЕСО-гарантия», «Росгосстрах», «Альянс», «Согласие», «Уралсиб»), оставленных на интернет-агрегаторе Moneymatika.ru, пишут «Ведомости». В расчет брались лишь автомобили после 2010 года выпуска и ценой от 200 тысяч до пяти миллионов рублей.
Впрочем, представители страховых компаний такие расчеты считают некорректными, так как они не учитывают спецтарифов, скидок, которые можно получить в офисе страховщика, на его сайте или у партнера, зато берутся в расчет запросы по моделям, на которые стоят заградительные тарифы.
– К примеру, в Ульяновске автовладельцы не платят за КАСКО 13 процентов в год от стоимости автомобиля, здесь многие компании сократили продажи из-за высокой убыточности, в том числе используя заградительные тарифы, – приводит издание слова директора по розничному андеррайтингу «Альфастрахования» Ильи Оленина. Другие данные приводит Центробанк РФ. По подсчетам координатора, в настоящее время средний тариф по действующим договорам по России в целом составляет 4,9 процента. При этом, по статистике ЦБ, в первом полугодии 2013 года средний тариф КАСКО в «Росгосстрахе» составил 5,53 процента, снизившись за год на один процент.
Впрочем, и методика ЦБ несовершенна, уверен маркетинг-директор портала Тимур Джуманиязов.
– В ней указаны все договоры, в том числе юрлиц, чей автопарк обычно состоит не из одного автомобиля, то есть договор сопровождает заключение большего числа полисов (средняя цена таким образом занижается), – говорит он.
Причина появления заградительных тарифов – высокий уровень мошенничества со стороны автовладельцев, заявляют страховщики и изобретают новые методы борьбы с автоподставами. В частности, все чаще в договоры КАСКО включаются условия, исключающие возможность выплаты денежной компенсации за разбитый автомобиль, с безальтернативной отправкой на ремонт. Формально при покупке полиса страхователь имеет право выбора, а на практике страховые агенты и брокеры стали предлагать страхователю лишь вариант с одним пунктом – ремонтом. Более внимательные автомобилисты обращают на это внимание и могут спросить о расширенном варианте, который, разумеется, стоит дороже. Менее внимательные подписывают договор, не замечая отсутствия второго пункта. В последнее время в подобных играх с условиями страхования по КАСКО были замечены многие крупные игроки рынка. Хотя еще недавно все они предлагали на выбор оба варианта: получить возмещение в натуральной форме (ремонт) или денежную компенсацию.
Пленум Верховного суда РФ принял постановление о распространении действия Закона «О защите прав потребителей» на сферу автострахования. При нарушениях сроков выплаты судьи стали взыскивать со страховщиков штрафы в размере до 50 процентов от суммы выплаты. После этого страховые компании были вынуждены пересмотреть свое отношение к исполнению обязательств перед клиентами. Но в каждом законе, как правило, есть лазейки. Оказывается, натуральная форма возмещения (ремонтные работы), в отличие от выплаты денежной компенсации, не имеет четкого срока исполнения обязательств. Поэтому если в договоре КАСКО не прописана возможность заменить ремонт денежной компенсацией, страховщики могут протянуть с направлением застрахованного автомобиля в сервис без риска быть оштрафованными. В некоторых компаниях в порядке вещей стало ремонтировать автомобиль при наступлении страхового случая по КАСКО лишь по прошествии пяти-восьми месяцев. И никакого риска судебного преследования со стороны страхователя. Особенно страдают автолюбители, приобретающие автомобили в кредит. Все то время, пока автомобиль ожидает согласования ремонта со стороны страховой компании, его владелец вынужден оставаться без автомобиля и при этом платить по кредиту. Досрочно погасить кредит и продать автомобиль он не может, ведь в этом случае прекращаются его договорные отношения со страховой компанией, автомобиль остается без ремонта, а его владелец – даже без права требовать компенсацию. Кроме того, все то время, пока автомобиль стоит без движения в ожидании ремонта, он дешевеет.
Свое нежелание предоставлять страхователям выбор, как им получать возмещение по страховому случаю, страховщики объясняют борьбой с мошенничеством. Дескать, в отсутствие перспективы получить «живые» деньги за разбитый автомобиль у страхователей не будет соблазна подстроить аварию. Конечно, такая мера может и отпугнуть часть мошенников, лишив их возможности получить реальные выплаты, но в итоге страдают добросовестные автовладельцы. А это уже противоречит закону.
Дмитрий Минаев