«Пушкиниана Зыкова» – уникальное явление российского искусства.
Более 200 живописных полотен, рисунков, литографий, акварелей многие из которых уже широко известны по выставкам и публикациям.
Осенью 2003 года ульяновцы могли побывать в Мемориале на выставке трех десятков литографий, посвященных Пушкину и подаренных нашим музеям народным художником России, действительным членом Российской академии художеств Анатолием Ивановичем Зыковым (на снимке).
Это работы из его цикла «Сквозь штормы судьбы. Пушкин», уже отмеченного тремя золотыми медалями.
Вся стена мастерской художника занята книгами о Пушкине. Ему посвящено 20 лет творчества Зыкова: от подробного плана серии до последних работ, помеченных 2007 годом.
Многие музеи зарились на его работы, но художник (человек очень скромного достатка) устоял перед денежным искушением, не желая дробить сложившийся цикл. Даже Государственному музею Пушкина не хочет он доверить свои работы («Они его не понимают», – сказал Зыков мне). Наша дружба, двух людей, увлеченных Пушкиным, привела к тому, что за шесть лет шесть раз побывал Анатолий Иванович в Ульяновске. Последний приезд год назад был драматичным: прямо из театра, на сцене которого он вручал награды (в связи с 70-летием Союза художников), со вторым инфарктом был увезен в реанимацию.
Год назад у нашей общей знакомой Светланы Холиной родилась благороднейшая идея отдать свои не столь уж великие накопления на закупку работ этой серии для города. Такой Третьяков женского пола. Эту идею обещали поддержать и другие горожане, и прежде всего – директор заповедника Александр Зубов, гарантирующий грамотное хранение работ в новом здании фондохранилища до тех лучших времен, когда они навсегда пропишутся в двух-трех залах с указателем «Пушкиниана народного художника России Анатолия Зыкова».
Художник настолько был тронут, что окончательно предпочел Ульяновск всем прочим возможным конкурентам. Он дарит обширный и главный труд своей жизни городу. Уже в августе запланирована выставка этого цикла в выставочном зале Союза художников (ул.Гончарова, 16). Сейчас 77-летний, далеко не здоровый человек, занят упаковкой работ для их перевозки из Москвы.
Разумеется, цены нет этому сокровищу, и, полагаю, город должен хоть как-то откликнуться на этот щедрый дар. Если еще чье-то сердце отзовется на это доброе дело – я буду вашим связнымс Анатолием Ивановичем. Он подпишет свою работу именно вам, в экспозиции она будет снабжена табличкой с вашим именем и навсегда будет считаться именно вашим подарком городу. Так что запишите мои телефоны: 41-80-77 и 98-05-35.
Об идее постоянной выставки я писал в «Симбирском курьере» (№6, 2007 г.). А на посланные губернатору и председателю Законодательного Собрания письма с просьбой о моральной поддержке я получил два одинаковых письма-отписки из… Управления культуры. Там была занятная фраза о том, что «…в фондах музея имеется достаточно работ, дающих ПОЛНОЕ (выделено мною. – Л.Н.) представление о творчестве автора». Вроде как прочитавший «Парус» – уже полный знаток поэзии Лермонтова. То есть хватит уже – зачем перегружаться? Стоит ли доказывать, и кому в данном случае доказывать, что ни Зыков, ни тем более Пушкин не исчерпываются тремя десятками черно-белых гравюр, запертых в хранилищах.