С начала 2021 года в Ульяновске ведутся попытки внедрить систему оплаты через “СберТройку”. На первый этап отвели полгода, с тех пор прошли несколько волн тестирования, но видимого результата это не принесло. Сейчас во всем городском электротранспорте установлены валидаторы, через которые по задумке можно проводить оплату по банковским картам. Однако “СберТройку” они так и не начали принимать, а сама система зачастую сбоит и по несколько раз списывает средства –на это неоднократно жаловались пассажиры. В октябре мэрия заявила, что в тестовом режиме снова привлекла “СберТройку”, которая должна устранить прежние недостатки с помощью своего обновленного программного обеспечения. У оператора есть ряд преимуществ, однако вопрос о его внедрении будет решен через конкурс. Во-первых, валидаторами, которые принимают “СберТройку”, должны быть обеспечены все автобусы 17 городских маршрутов, которые перешли на регулируемый тариф. Это одно из обязательных условий при расторговке маршрутов. Однако перевозчики находят различные причины для избегания предоставления услуги безналичной оплаты и работают “в теневом режиме”, говорит директор департамента транспорта регионального Минтранса Юрий Чибисов:
Для справки. Список регулируемых маршрутов, где по договору должны быть установлены аппараты эквайринга, следующий: 1 (Центробанк – Аэропорт им.Карамзина) С 24 октября систему оплаты через “СберТройку” начали апробировать на маршруте №22, в вагоне с бортовым номером 1254. Ранее на новом оборудовании для эквайринга было установлено программное обеспечение ООО “Элтранс” (оператор системы оплаты), и в этой связке происходили постоянные сбои, комментирует редакции глава МУП “Ульяновскэлектротранс” Дмитрий Шорин . Поставщик обвинял разработчика ПО, а последний обвинял поставщика во всех проблемах. В связи с этим в качестве третьей стороны пригласили оператора “СберТройка”. ПО “СберТройки” должно быть установлено в 10 вагонах до конца недели, само тестирование системы продлится до декабря, после чего объявят конкурс по выбору нового оператора. Планируется, что все процедуры завершатся до конца года.
Говоря о преимуществах системы, Шорин отметил, что оператор “СберТройка” берет на себя риск первой поездки, обеспечение сим-картами для аппаратов эквайринга и их оплату, а также предоставление контрольно-ревизионного оборудования. С текущим оператором ООО “Элтранс” МУП находится в убытке, который складывается из долга за безбилетников в размере около 5 миллионов рублей, а также затрат на приобретение смартфонов для контролеров и оплату ПО для них (около 30 тысяч рублей). Шорин отметил, что сейчас в каждом вагоне регистрируется около 20-30% безбилетников, для их проверки необходимо соответствующее оборудование.
С каждой транзакции “СберТройка” будет получать 3% комиссии, налоги будут уходить в Москву. Город может потребовать от оператора открыть фирму в Ульяновске, но вопрос этот еще не обсуждался. В случае внедрения “СберТройки” регион потеряет не так много налоговых поступлений, но взамен получит более качественные и стабильные услуги, считает директор департамента транспорта регионального Минтранса Юрий Чибисов:
История вопроса Соглашение о сотрудничестве в рамках запуска единой карты «Тройка» в Ульяновской области было подписано Минтрансом региона и ООО «СберТройка» 15 декабря 2020 года. Экс-министр транспорта Евгений Лазарев сообщал, что интеграция карты в транспортную систему планируется в несколько этапов и включает в себя подготовку нормативно-правовой базы, оснащение необходимым оборудованием, обучение персонала, проверку работы в тестовом режиме. Также была достигнута договорённость, что тарифы по “Тройке” не превысят действующие в регионе. По дорожной карте проект планировалось запустить с 1 января 2021 года. Затем сроки перенесли на конец марта – до этого времени должны были установить терминалы во всем троллейбусном парке МУП “Ульяновскэлектротранс”. В феврале региональный Минтранс заявил, что внедрить “Тройки” в электротранспорте и автобусах ПАТП-1 планируется за полгода. Тестировать карту в Ульяновске начале в марте 2021 года. Для этого привлекли 100 инициативных жителей Заволжского района, а сам тест изначально проходил только в троллейбусах. Испытания закончились еще в июне, но карту в обращение не ввели. Как нам сообщали в региональном Минтрансе, шла доработка ПО, и точные сроки запуска были неизвестны. В частности, ведомство ожидало поставку терминального оборудования от “СберТройки”. Нынешние терминалы, которые принимают транспортные и соцкарты, в троллейбусах и трамваях несовместимы с платформой, которая используется под “Тройку”. В сентябре 2021 года глава города Дмитрий Вавилин заявил, что город отказался от карты, т.к. “наша ульяновская система” оплата проезда “на порядок выше” “Тройки” и есть возможность расплатиться абсолютно всеми банковскими картами. В пресс-службе администрации позднее уточнили, что при тестировании “Тройки” возникли некоторые сбои в программе, поэтому сейчас все терминалы собрали для перепрограммирования и отладки. Уже в ноябре 2021 года было объявлено, что в городе начался второй этап тестирования билетной системы. В рамках теста в двух трамваях установили валидаторы, а фокус-группе передали 4000 карт в специальном дизайне. В январе 2022 года тройкой можно было расплатиться лишь в трех трамваях (№4 и №22), т.к. все еще проводилось тестирование системы. На тот момент ООО “ЭлТранс” проводило переговоры с банками для проведения бесконтактных платежей через установленные валидаторы. В МУП “УЭТ” сообщали, что систему планируют запустить до конца 2022 года. С 1 апреля 2023 года во всем городском электротранспорте (42 троллейбусах и 92 трамваях) установили новые валидаторы, которые принимали любые платежные карты (кроме ApplePay и GooglePay) с чипами NFC. Однако система все также не принимала “Тройки”. Кроме того жители часто жаловались на многочисленные сбои, а также неоднократное списывание средств.
|
|