Публикация группы “Старый Ульяновск. Brandergofer” Уже давно, читая материалы о Дмитрии Ивановиче Архангельском, скопировал машинописную статью А.Н.Блохинцева, хранящуюся в фондах краеведческого отдела Дворца книги. Без особой цели, просто было желание иметь этот текст, как и другие заметки Александра Николаевича на разные темы. Сейчас, просматривая сохраненные материалы, увидел эту статью и хотел бы ей поделиться. Автобиография Д.И.Архангельского 1921 года из «Симбирского альбома» А.В.Жиркевича хранится в Государственном архиве Ульяновской области, где с ней можно ознакомиться в полном объеме. Фрагменты этой автобиографии не раз печатались в разных публикациях. Здесь как-то тоже ее цитировал. Вообще, известно несколько автобиографий Дмитрия Ивановича, написанных в разное время. Например, из архива Д.И.Архангельского, хранящегося в фондах Ленинского мемориала. Частично эта автобиография и другие материалы архива также публиковались. Интерес в приведенной ниже статье представляют не только цитаты из автобиографии, но и авторский текст А.Н.Блохинцева, его дополнения к написанному Дмитрием Ивановичем. Александр Николаевич лично знал Архангельского, много занимался изучением его жизни и творчества. Очерк о Д.И.Архангельском «Художник-просветитель» вошел в самую известную его книгу «И жизни след оставили своей…» (1985). А в этой неизданной статье Блохинцева в основном говорится о том, что не вошло в книжный очерк. А.Н.Блохинцев Светлое имя Дмитрия Ивановича Архангельского – одно из самых популярных в Симбирске-Ульяновске. В памяти всех знавших его Дмитрий Иванович навсегда остался человеком необычайного добродушия, высокой порядочности, беспредельного доброжелательства, оптимизма и большого художественного таланта. Это был человек, общение с которым доставляло радость и высокое нравственное удовлетворение. В 1975 году дочь известного коллекционера и литератора А.В.Жиркевича – Тамара Александровна Жиркевич прислала мне из Фрязино «Симбирский альбом» своего отца для передачи его в Госархив Ульяновской области. Среди множества фотоснимков, аннотированных А.В.Жиркевичем, встречались различные вложения – письма, почтовые открытки, акварели, и среди них оказалась ученическая тетрадь, на 26 страницах которой четким и ясным почерком Дмитрия Ивановича была написана его автобиография. Она была написана в июле 1921 года по просьбе А.В.Жиркевича, который с симпатией относился к молодому тогда Архангельскому. И альбом, и, в том числе, автобиография были мною сданы тогда в Госархив на вечное хранение. В автобиографии меня более всего интересовал начальный период жизни Дмитрия Ивановича, и я позволил себе сделать из нее отдельные выписки для своей картотеки. Что же я узнал из автобиографии? Дмитрий Иванович – «коренной русский» – родился в Симбирске 23 (11) февраля 1885 года [2] в семье Ивана Васильевича и Марии Александровны Архангельских. Иван Васильевич – сын симбирского причетника, был чиновником Симбирской консистории, а потом личным секретарем Симбирских архиереев Феодотия, Евгения и Варсонофия. В начале 1900-х гг. вышел в отставку по болезни. Безвольный, кроткий, добрый по характеру, он добился относительного благополучия трудами своей жизни. Мать художника – Мария Александровна, урожденная Прибыловская, была дочерью симбирского священника, в доме которого в самом начале 1870-х гг. жила семья Ульяновых на Стрелецкой улице [3; фото 2]. Об этом мне говорил сам Дмитрий Иванович в нашу первую с ним встречу в июне 1967 года и об этом же он писал в автобиографии. В 1906 году Дмитрий Иванович окончил Симбирскую духовную семинарию. Но еще до ее окончания, будучи учеником 6-го выпускного класса, он с осени 1905 года начал преподавать рисование, впервые введенное тогда в семинарии. Так Дмитрий Иванович писал в автобиографии. Далее он продолжал: «Свое художественное образование я начал у Павла Ильича Пузыревского [4]. Систематически учиться у него не приходилось, потому что по окончании семинарии у меня были уроки, а затем и учительство. Делал я так – писал этюды и нес их Павлу Ильичу. Он рассматривал мои работы, разбирал их, говорил, что нужно делать дальше, что хорошо, что плохо. Потом обычно завязывались беседы. Павел Ильич прекрасно говорил, образно, красиво. Непринужденно и обстоятельно он рассказывал мне, тогда еще совсем неопытному «обывателю», о своих студенческих годах а Академии художеств, о ее профессорах (между прочим, и о П.П.Чистякове [5]), о молодых художниках его времени, о своих многочисленных встречах в жизни и о своих переживаниях. Эти беседы вливали в меня новые силы и надежды для дальнейшей работы. Бывал Павел Ильич и у меня в мастерской. Помню такой случай: Павел Ильич в одно из своих посещений увидел у меня акварельные краски. Они были у меня дешевые, низкого достоинства. Он посмотрел их и сказал – почему я пишу такими плохими красками? Не помню, что я тогда ответил, но только говорю: не следует ли тогда сменить краски и увеличить палитру? Павел Ильич ответил: «Не надо. Раз добиваетесь и плохими средствами известных результатов, то хорошими всегда сможете достичь лучшего» С той поры я стал присматриваться к материалам: к краскам, бумаге, к их качеству. Потом, после долгого опыта, стремлюсь пользоваться лучшими материалами. Но палитра осталась по-прежнему очень малой. Пишу почти только одними основными цветами. Совсем не употребляю черного цвета, избегаю белил (в акварели), недолюбливаю берлинскую лазурь. По роду своей деятельности – педагог-художник. В этой области начал работать еще с 1905 года. В 1909 году был на специальных курсах для учителей рисования у А.Н.Смирнова в Петербурге. Смирнов, Бейер, Лепилов, Румянцев и др. впервые познакомили русских учителей рисования с новыми методами преподавания искусства в школах всех ступеней. После этого связь с курсами не порывалась. Я выписывал оттуда весь учебный материал по искусству, а потом и пособия: книги, атласы и т.п.» Дмитрий Иванович внимательно наблюдал жизнь вокруг себя, находя красивое в обыденной обстановке. С художественно-краеведческими целями он посещал селения губернии. Фотографирует и зарисовывает здание старинной деревянной церкви в деревне Ляховка Симбирского уезда [фото 3], посещает далекую Проломиху и зарисовывает дом поэта и революционного демократа Н.П.Огарева. Едет в село Ундоры, где зарисовывает несколько перестроенный дом, в котором рос декабрист В.П.Ивашев. Об одном из таких путешествий Дмитрий Иванович писал в автобиографии: «В Тетюшской слободе впервые меня поразила художественная и торжественная внутренняя отделка храма, как потом оказалось, построенного по чертежам Растрелли… Иконостас белый с полированными золотыми колоннами, с иконами итальянской работы… Хоругви из темно-малинового бархата с золотым шитьем ручной работы и такое же облачение священника и дьякона остались также в моей памяти» В 1908 году Дмитрий Иванович впервые стал экспонентом выставок. Вот что он писал в автобиографии: «В 1908 году в Симбирске, на областной сельско-промышленной выставке, в научном отделе, в первый раз были выставлены мои этюды и картины. За картину «Беляны на Волге» мне была присуждена большая серебряная медаль… Большинство моих этюдов были проданы В.Н.Поливанову [6], графине Толстой [7], Юргенсу [8] и другим. На этой же выставке я получил приглашение от Т.Н.Якубович [9] на уроки рисования в женской гимназии, в младших классах. Осенью того же года Б.Н.Некрасов, директор 1-й мужской гимназии, предложил мне место учителя рисования с тем, чтобы я немедленно приступил к формированию выставки ученических работ, своих и материалов, имеющих отношение к истории гимназии. В устройстве выставки помогали учащиеся старших классов» […] В том же 1908 году Дмитрий Иванович женился на Надежде Павловне Гумилевской, от которой имел двух дочерей Галину и Нонну. Дмитрий Иванович писал: «С 1910 года по летам бывал в Петербурге, работал в частных мастерских у художников Гольблатт, Кремера, Зверева и Грабовского. В 1913 году сдал экзамен на звание учителя рисования городских училищ при Академии художеств [фото 4]. Помню, что все советы и разные приемы, рекомендуемые петербургскими художниками, в ту пору как-то плохо у меня укладывались. Часто приходили приступы отчаяния и хандры, и только большая и неудержимая любовь к искусству была причиной того, что я не бросил искусство» «С половины декабря 1910 до половины января 1911 года продолжалась Гончаровская выставка в Петербурге (Васильевский остров, Меньшиковский дворец), состоявшая из работ П.И.Пузыревского и моих. С днем юбилея Гончарова совпадала годовщина 25-летия художественной деятельности П.И.Пузыревского. Он решил устроить выставку своих работ – этюдов и картин Поволжья и работ моих, его ученика… Перед отправлением выставки в Петербург она была открыта в здании губернского земства. Гончаровская выставка совпала со съездом художников в Петербурге» [10] Таким образом, осенью 1910 года в здании губернского земства (ныне здание главпочтамта) была открыта выставка работ П.И.Пузыревского и Д.И.Архангельского. На этой выставке была представлена часть работ обоих художников с отражением мест, связанных с романом И.А.Гончарова «Обрыв». Поэтому она была названа «Гончаровской». Выставка в Симбирске произвела большое впечатление и имела успех, хотя и не обошлось без неумных и бестактных выпадов в одной симбирской газете против Д.И.Архангельского [11]. Поэтому 26 февраля 1911 года в газете «Симбирская жизнь» была опубликована статья С.Т.Панова «Несколько слов по поводу выставки им. Гончарова». Автор этой статьи выступил в защиту Дмитрия Ивановича и его работ, подчеркивая их лиризм и умение художника передавать зрителям свое понимание изображаемого и свое настроение, мягкое, полузадумчивое, ровно грустное, но не унылое» «С выставки 1910 года один мой этюд был приобретен в художественную галерею им. Крамского в Острогожске Воронежской губернии. Несколько моих вещей имеется в Сенгилеевском музее и две вещи в Симбирском художественном музее. Приобретались мои вещи в разное время В.Н.Поливановым, Л.И.Афанасьевым [12], графиней Толстой, Юргенсом, инженером Ф.О.Ливчаком и другими. Из русских художников больше всего люблю старых портретистов – Левицкого, Боровиковского, А.А.Иванова. Из новых – Серова, за его остроту в передаче человеческих лиц и животных, за его пейзажи; такой всегда ласковый и родной. Нестерова ценю за мягкость и истовую религиозность его работ. Перед Врубелем преклоняюсь за его удивительный рисунок и море безумной подчас фантазии. Дмитрий Иванович рассказал мне, что граверное и литографическое дело он изучал у мастеров Симбирской типолитографии Токарева [13], после чего начал практиковаться в этом деле. В своем письме от 15 марта 1968 года Дмитрий Иванович писал мне, что он, а также П.И.Пузыревский и А.Н.Остроградский представляли Симбирск на Всероссийском съезде художников, который проходил в Петербурге в декабре 1910 – январе 1911 года [14]. В работе съезда принимало участие очень много людей и 77 различных учреждений и обществ, в т.ч. Общество защиты и сохранения в России памятников искусства и старины. Это общество на съезде представляли барон Н.Н.Врангель, художник С.К.Маковский и князь С.В.Оболенский. В письме указано 16 тем докладов (и докладчиков), посвященных непосредственно делу охраны памятников искусства и старины. Дмитрий Иванович писал, что во время работы съезда экспонировалась большая и замечательная по своему значению выставка предметов искусства и старины. Одним из интересных разделов этой выставки было «Искусство в книге и плакате» Потом в автобиографии писалось: «Пишу пейзажи, как и раньше. Писать натурщиков и портреты не представлялось случая. Зима вся проходила в уроках и занятиях. Приходилось прирабатывать частными уроками. Единственным свободным временем являлись вечер субботы и утро воскресения, а дальше снова уроки и работа. В настоящее время труднее, чем когда либо, долго и упорно работать, когда погоня за куском хлеба отнимает у всех и всё время» Это было очень трудное время. Страшный голод тогда, летом 1921 года, переживало все Поволжье. По рассказам старожилов на улицах Симбирска лежали трупы умерших от голода, и их не сразу убирали. В это трудное, голодное время нужда заставила художника продавать свои произведения американцам – представителям так называемой АРА [1] и датчанам – представителям датской миссии, которые тогда осуществляли помощь голодающим в Симбирске. В январе 1914 года в Симбирске было создано Симбирское церковно-археологическое общество [2], членом-учредителем которого был Дмитрий Иванович. Это общество издавало сборники под названием «Симбирская церковная старина». Первый сборник вышел в 1914 году. К нему Дмитрий Иванович выполнил титульный лист [фото 1] с изображением фрагмента Николаевского собора в Симбирске и автографа археолога и археографа профессора К.И.Невоструева [3], который в середине XIX века был профессором древних языков Симбирской духовной семинарии. В 1915 году вышел второй такой сборник с обложкой, выполненной Дмитрием Ивановичем. А до этого, в 1912 году, А.А.Пластов поступил в Московское Строгановское художественно-промышленное училище, и Дмитрий Иванович выхлопотал ему стипендию от симбирского земства. Каждое лето Пластов приезжал на каникулы в Симбирск и Прислониху и обязательно навещал своего учителя. Сохранилась фотография 194 года, на которой Пластов изображен в тесном кругу семейства Дмитрия Ивановича, сидящим между художником и его супругой Надеждой Павловной, на руках которой маленькая дочурка Нонна, а у ног Дмитрия Ивановича – старшая Галина [фото 2] В автобиографии художник писал: «24 сентября 1915 года мною была устроена выставка работ А.А.Пластова, моих работ и работ учащихся 1-го высшего начального училища» [4] Эта выставка вызвала отклики на страницах газеты «Симбирянин» от 25 сентября 1915 года и газеты «Волжские вести» за 1 октября того же года. В «Симбирском альбоме» А.В.Жиркевича было шесть фотографий с экспозиции этой выставки [фото 3] […] В автобиографии Дмитрий Иванович писал: «22 августа 1918 года – выставка картин Архангельского, Добрынина, Некрасова, Никольского, Пузыревского, Гурьева, Черкасова, Каврайского и других». Об этой выставке свидетельствовала газета «Возрождение» 22 августа 1918 года [5] Далее художник перечисляет ряд других выставок с его участием. Выставка этюдов Архангельского, Добрынина, Елгаштиной, Протопопова и Увадской в городе Уфе. В феврале 1919 года – «летучая выставка» этюдов Архангельского в Челябинске. Летом 1919 года – выставка этюдов Архангельского и Добрынина в Кургане. Осень 1919 года – выставка этюдов Архангельского и Добрынина в Петропавловске. 1 февраля 1920 года – выставка картин и этюдов Архангельского, Добрынина, Мощевитина, Либерова, Лебедева, Иванова, Боба и других в Новониколаевске (ныне Новосибирск). И, наконец, август 1920 года – выставка акварелей Архангельского и Добрынина в Симбирске, в «Гончаровском доме». Симбирская газета «Заря» извещала об этой выставке 3 августа 1920 года. Как могло быть, что Дмитрий Иванович вдруг оказался в Уфе, затем в Челябинске, Кургане, Петропавловске и, наконец, – в Новосибирске, который тогда назывался Новониколаевском? Белогвардейцы, гонимые полками Красной Армии, бежали далее на восток, а обманутые ими люди при удобном случае оставались, а затем возвращались к своим родным местам. Примечательно, что Новосибирск от белогвардейцев был освобожден в середине декабря 1919 года, а 1 февраля 1920 года Архангельский и другой симбирский художник Добрынин [6] уже организовали выставку своих работ в освобожденном городе. А вскоре после этой выставки Дмитрий Иванович обратился с докладной запиской в губернский комиссариат народного просвещения, в которой просил обратить внимание и оказать помощь молодому А.А.Пластову. В этой записке Архангельский писал: «Пластов, как никто другой, умеет передавать в своих могучих набросках тех обитателей глухой деревни, «лесовиков», среди которых он вырос, с которыми сроднился, и в своих рисунках и акварелях выявляет душу народа, того народа, что творил и творит историю Руси» А потом шла неустанная кропотливая преподавательская работа в школах города, среди которой он находил редкие промежутки свободного времени для творческой работы и работы по пропаганде искусства, великолепным мастером которой он был. В сентябре 1922 года Дмитрий Иванович организовал очередную художественную выставку. Симбирская газета «Экономический путь» в своем номере от 5 сентября писала: «Выставка состоялась 3 сентября в залах Дворца рабочей культуры. Инициатором, организатором и душой выставки был наш симпатичный художник Д.И.Архангельский. Ему принадлежит большой процент экспонатов. Темы работ Архангельского те же: зарисовки памятников симбирской старины, волжские пейзажи. Новое для Архангельского – большие декоративные панно на темы: «Весна в Симбирске», «Октябрь на Волге», картинка из «Евгения Онегина» и особенно большое, почти саженное полотно «Волга»… Кроме Архангельского на выставке представлены ученики Архангельского… Посетителей было довольно много». А Дворец рабочей культуры, где проходила эта выставка, – ныне здание филармонии. Тамара Александровна Жиркевич, прочитывая многотомный дневник своего отца, хранящийся в Москве в Музее Л.Н.Толстого, и зная о моих симпатиях к Архангельскому, в 1983 году прислала мне отдельные выписки из дневника отца, касающиеся Дмитрия Ивановича. В сентябре 1922 года А.В.Жиркевич очень остро и болезненно переживал продажу своих художественных коллекций Симбирскому губисполкому. Под впечатлением этих переживаний 16 сентября 1922 года Жиркевич писал в дневнике: «Только один Д.И.Архангельский понимает, как мне мучительна разлука с коллекциями, как тяготят меня миллиарды и шум, поднятый около них. Поэтому я люблю иногда заходить к этому человеку, зная, что он не оскорбит меня неуместными вопросами». Свои коллекции Жиркевич продал тогда за 10 миллиардов рублей. Это была символическая цена, так как номер газеты стоил несколько тысяч рублей [7] На следующий день, 17 сентября, Жиркевич записал: «Вечером я нарочно сходил к Д.И.Архангельскому – человеку, который выказал уже, насколько понимает мое душевное состояние при разлуке с коллекциями, и рассказал ему об инциденте в банке при получении денег. С ним вместе и погоревали. Удивительно милый, честный, добрый человек, всегда готовый отозваться на чужое горе, на слово которого можно положиться. Сегодня он идет зарисовывать могилу Каташечки» «Каташечка» – это Екатерина Константиновна, жена Жиркевича, умершая в Симбирске и похороненная на кладбище Покровского монастыря [8, фото 5]. Это было интересное и ценное кладбище, на котором были похоронены отец и мать декабриста В.П.Ивашева, вице-президент Академии художеств А.Ф.Лабзин и ряд других известных людей. В 1930-х годах кладбище было уничтожено, и ныне на этом месте сквер на улице 12 сентября. 18 сентября 1922 года Жиркевич, размышляя об искусстве, записал: «Например, почему же Д.И.Архангельского не считать хранителем заветов чистого искусства? Не знаю почему, но на меня снисходит особое успокоение, когда я с ним беседую. Так было и вчера. Сидим на могилках. Он рисует удачно и быстро. Я слежу за его работой. Ведем беседу о предстоящей сдаче моих картин… С деревьев, кружась, падают золотые листья на памятники, решетки, землю… Архангельский меня понимает. В истории с моими коллекциями он знает, как я презираю деньги, как высоко ставлю искусство… За это я его все больше и больше люблю…» И это писал человек, трижды посетивший Л.Толстого в Ясной Поляне, друживший с Репиным, Верещагиным, А.Ф.Кони и многими другими выдающимися деятелями русской культуры. Поэтому отзывы Жиркевича об Архангельском представляют особую значимость. В свою очередь Дмитрий Иванович тепло и почтительно относился к Жиркевичу, неоднократно посещая его. В «Симбирском альбоме» сохранилась симпатичная, написанная в теплых тонах акварель Архангельского, изображающая интерьер комнаты с роялем красного дерева в квартире Жиркевича. В сентябре 1922 года Дмитрий Иванович и художник А.Н.Остроградский [9] были членами комиссии по приему художественного собрания от Жиркевича. Эту комиссию возглавлял Гречкин [10] Дмитрий Иванович, будучи краеведом, глубоко влюбленным в свой край, принимал активное участие в работе Общества по изучению Симбирского края [11]. В 1922-1923 годах он прочитал в этом Обществе три доклада: «О художественных выставках в Симбирске в 1889, 1894 и 1898 годах», «Художественное литье в Симбирской губернии», «Архитектура старинных церквей Симбирской губернии». Кто ныне сможет что-либо сказать по этим вопросам? Никто! А Архангельский исследовал их и имел по ним соответствующие материалы. В 1924 году в этом же Обществе Дмитрий Иванович сделал свое методическое сообщение на тему» «Об осмотре экспозиций Ульяновского художественного музея». Этот музей тогда находился на улице Ленина, в бывшем доме Ермоловых, в котором в 1803 году родился поэт Н.М.Языков. Ныне в этом здании находится облвоенкомат. А тогда это был очень симпатичный уютный музей с большим количеством художественного фарфора. В свое время мне довелось в нем побывать [12; фото 6] Уроженец Симбирска и один из учеников Архангельского, впоследствии доктор искусствоведения, профессор, бывший хранитель Русского музея Петр Евгеньевич Корнилов в 1920-ые годы работал в Казанском художественном музее. В 1928 году П.Е.Корнилов организовал в Казанском музее персональную выставку произведений Дмитрия Ивановича. Это было значимо. С работами нашего художника познакомилась общественность Казани («Край Ильича», Казань, 1928, № 3, с.36) К сожалению, до сих пор не существует научной биографии Д.И.Архангельского – члена Союза художников СССР, замечательного человека, даровитого художника, опытного педагога-методиста и увлеченного краеведа, так много сделавшего в развитии искусства и культуры нашего края. Может быть, эти строчки пробудят у исследователей интерес к созданию научной биографии Д.И.Архангельского. 4 октября 1986 года Примечания: 1. В подмосковном поселке Овражки-Вялки, позже переименованном в Родники, Д.И.Архангельский жил с семьей с 1941 года. 2. Д.И.Архангельский родился 22 (10) февраля 1885 года, но в семье днем его рождения считалось 23 февраля. 3. В 1869-1870 гг. семья Ульяновых жила во флигеле дома А.С.Прибыловской, где родился Владимир. Осенью 1870 г. Ульяновы поселились на 2-м этаже основного дома Прибыловской, а в 1871 г. переехали в дом Д.Ф.Жарковой на той же улице. 4. Павел Ильич Пузыревский (1860-1922) – симбирский художник и педагог, выпускник Академии художеств, ученик М.П.Клодта, П.П.Чистякова; учитель Д.И.Архангельского. 5. Павел Петрович Чистяков (1832-1919) – художник и педагог, профессор Академии художеств, учитель И.Е.Репина, В.И.Сурикова, В.Д.Поленова, В.А.Серова и др. 6. Владимир Николаевич Поливанов (1848-1915) – губернский предводитель дворянства, председатель Симбирской ученой архивной комиссии, археолог, историк, коллекционер. 7. Графиня Александра Федоровна Толстая – помещица, владелица передового хозяйства и конных заводов в Карсунском уезде (Старая Зиновьевка) 8. Аксель Карлович Юргенс, возглавивший фирму «Наследники К.И.Юргенса» после смерти отца в 1898 г. Владелец книжного магазина, находившегося в доме, где родился И.А.Гончаров. На его средства была установлена мемориальная доска на здании. 9. Таисия Николаевна Якубович, дочь директора Симбирского кадетского корпуса Н.А.Якубовича, открыла частную женскую гимназию на Спасской улице в 1898 г. В 1919 г. гимназия Якубович реорганизована в 5-ю советскую школу. 10. На самом деле «Гончаровская выставка картин и этюдов Волги и Поволжья художников П.И.Пузыревского и Д.И.Архангельского» проходила в Симбирске с 12 февраля по 3 марта 1911 года; в Петербурге с 10 декабря 1911 г. по январь 1912 г. в залах 1-го кадетского корпуса (быв. Меньшиковский дворец). Половина сбора пошла на строительство Дома-памятника И.А.Гончарову в Симбирске. 11. Статья в газете «Симбирянин» от 15 февраля 1911 года. 12. Леонид Иванович Афанасьев (1868-1925) – дворянин, помещик, городской голова Симбирска в 1909-1917 гг. При нем Симбирск бурно развивался, мостились улицы, реконструирован водопровод, построена электростанция, строились школы, училища, больницы и т.д. Начало войны помешало планам строительства волжской гавани, трамвая, канализации и др. 13. Типография А.Т.Токарева открыта в 1885 г., с 1890 г. – типолитография. В 1913-1914 гг. доходный дом Токарева на углу Гончаровской и Сенной улиц (Гончарова, 50/1) перестроен по проекту Ф.Е.Вольсова 14. Всероссийский съезд художников проходил в Петербурге с 27 декабря 1911 г. по 5 января 1912 г. П.И.Пузыревский и Д.И.Архангельский участвовали в работе съезда как делегаты от Симбирского кадетского корпуса и 1-й Симбирской гимназии. 15. АРА – Администрация Американской помощи (ARA) – организация в США, осуществлявшая помощь разным странам, в т.ч. России во время голода в Поволжье в 1921-1922 гг. 16. Симбирское епархиальное церковное археологическое общество учреждено 12 (25) января 1914 г. под председательством епископа Вениамина. Обществом издавался сборник «Симбирская церковная старина» (3 выпуска), создан музей – Церковно-археологическое епархиальное древлехранилище. 17. Капитон Иванович Невоструев (1816-1872) – преподаватель Симбирской духовной семинарии, профессор, историк, археолог, писатель, член-корреспондент Академии наук. 18. Выставка работ А.А.Пластова, организованная Д.И.Архангельским, походила 24-26 сентября 1915 г. в 1-м Симбирском высшем начальном училище (ныне здание Музея А.А.Пластова, ул. Гончарова, 16) 19. С 22 июля по 11 сентября 1918 г. Симбирск, взятый отрядом Народной армии под командованием В.О.Каппеля и частями Чехословацкого корпуса, находился под властью Комитета членов Учредительного собрания (КОМУЧ). Газета «Возрождение» издавалась в Симбирске в этот период. 20. Петр Семенович Добрынин (1876-1948) – симбирский художник, выпускник Высшего художественного училища при Академии художеств, ученик И.Е.Репина, Ф.А.Рубо. С 1923 г. жил и работал в Москве. 21. Коллекция А.В.Жиркевича – более 1,5 тысяч произведений искусства, среди которых работы Репина, Брюллова, Айвазовского, Левитана и др. – продана в 1922 г. Симбирскому губисполкому (для музея) из-за опасений Александра Владимировича за ее сохранность и желания уехать на родину. За коллекцию он получил сумму, равную стоимости проезда до Вильно, и «премию» – 5 пудов муки и солдатскую шинель. Ряд ценных предметов был отдан в дар. Часть коллекции и архива переданы в музей Л.Н.Толстого и Румянцевский музей. 22. Е.К.Жиркевич умерла в Симбирске 26 октября 1921 г. из-за болезни и истощения. 23. Алексей Николаевич Остроградский (1867-1943) – художник, выпускник Академии художеств, ученик П.П.Чистякова, И.Е.Репина. Первый директор Симбирского-Ульяновского художественного музея (1920-1931) 24. Павел Яковлевич Гречкин (1879-1938) – первый директор Народного (Естественно-исторического, Краеведческого) музея (1918-1937), зав. отделом по делам музеев и охраны памятников, ректор Симбирского государственного университета (1920-1921). Репрессирован, расстрелян. 25. Общество по изучению Симбирского (Ульяновского) края существовало в 1923-1930 гг. Выпустило 6 краеведческих сборников. С 1924 г. председателем Общества был П.Я.Гречкин. 26. Симбирский художественный музей открылся в бывшем доме Е.М.Перси-Френч (прежде доме Ермоловых) на Московской улице (Ленина, 59) 25 июля 1920 года. С 1925 г. являлся отделом Государственного областного музея. В 1932 г. закрыт, экспонаты переданы в Краеведческий музей. В 1939 г. вновь стал самостоятельным музеем в Доме-памятнике И.А.Гончарову. 27. В Москве в 1950-1960-х гг. проходило несколько персональных выставок Д.И.Архангельского. Первая – в феврале 1955 г. – была посвящена его 70-летию и 50-летию творческой деятельности.
|
|
|
Житель Хрустальной
Спасибо, уважаемый Brandergofer!
Как всегда интересный, познавательный материал о прекрасных людях, населявших и работавших в нашем городе!