Багаутдинов Камиль

Небольшое отступление.To I Антип: «Поскольку узбекские семьи многочисленные и все с малолетства приучены к труду, никто там не бедствует. А Ташкент так вообще очень современный и благоустроенный город, который к тому-же стремительно развивается».
Я исколесил Узбекситан, ночевал, сидел за дастарханом с местными жителями. Много беседовал с людьми, был в кишлаках, ночевал, снимал жизнь и быт простых граждан. Быть в Ташкенте, Самарканде, Бухаре, восхваляя уровень жизни населения этих городов и соизмерить с жизнью простых граждан в кишлаках и в райцентрах, поселках городского типа — невозможно, как и жизнь в Москве с жизнью далее 101-го километра от МКАД.
Народ не голодает. Домики из глины с земляным полом, лепешка и чай под чинаром, дешевая зелень с простоквашей — это и есть их богатство? Не мне судить: каждый народ выбирает сам, как ему жить, кого воспевать и кого хвалить. Здесь люди живут, но чувствуют себя в достатке только те, у кого 1-2 члена семьи работают в России и ежемесячно присылают долю своего заработка для поддержания семьи и родных.
Не зря органы госбезопастности и таможенники особое внимание уделяют при выезде из страны отснятым фотоматериалам, удаляя файлы, показывающие жизнь и быт, работу местных жителей, оставляя лишь кадры «цветущего Узбекистана» с розариями и фонтанами.
29 апреля 2016 в 17:03 задают вопрос:
«… в солнечную Туркмению тоже решили не заезжать судя по изменённому маршруту?»
В Туркмению изначально не планировал заезжать, т.к. правила въезда требуют большого терпения и усердия в ожидании визы. Обязательное условие — приглашение от принимающей стороны. Подробно о проблемах получения визы указал при обсуждении предыдущего материала «Бухарский звездочёт». Именно по этой причине въезд на территорию Туркмении не планировался .
Афганистан выпал из маршрута по аналогичной причине. Изначально визу должен был получить в Посольстве Исламской Республики Афганистан в Ташкенте, где по прибытию с меня потребовали предъявить Справку-ходатайство из посольства РФ о том, что они не возражают против моего пребывания в Афганистане, тем самым берут на себя обязательство за безопасность передвижения на автотранспорте по этой Республике. Зная, что такую справку мне не дадут, я не стал дальше тратить время.
Кроме того, водители большегрузных автомашин предупредили, что при выезде из Афганистана, таможенники этой страны, не имея спецоборудования для досмотра, и при косом взгляде, кинжалом распаривают сиденья и обшивку салона автомобиля, под предлогом поиска наркотиков. Мне такие страсти не нужны.
Дополнение к ранее размещенному материалу
Непредвиденные препятствия ожидают автопутешественника при въезде в Узбекистан через автомагистраль М-39, по кратчайшей дороге в Ташкент. Приехав на международный КПП Черняевка (Жибек Жолы) выяснилось, что здесь пропускают только пешеходов и узбекский автотранспорт. Пришлось развернуться и сделать дополнительный крюк 172 км через КПП Яллама.
Курсом — в Термез
Через Термез проходили караваны по Шёлковому пути в Афганистан. Находится город у берега великой реки Амударьи. Здесь к сожалению не сохранился Караван-Сарай, остались лишь руины и развалины, напоминающие о пройденных веках. Кроме этого, Термез знаменит тем, что здесь родился и был погребен Аль-Хаким ат-Термизий, в честь которого возведен Мемориальный комплекс, который расположен на огромной территории, огражденной кирпичной стеной.
Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн аль-Хусейн ат-Тирмизи или аль-Хаким ат-Тирмизи — крупнейший представитель восточноиранского суфизма, автор около восьмидесяти произведений. За глубину его знаний и широту кругозора, получил почетное прозвище аль-Хаким (мудрый).
С восьми лет он усердно занимался религиозными науками, а в возрасте двадцати восьми лет отправился пешком в Мекку. Вернувшись из хаджа ат-Тирмизи стал изучать суфизм у известных в то время суфийских шейхов. Кроме того, в судьбе ат-Тирмизи большую роль сыграла его жена, разделявшая его взгляды. Некоторые идеи ат-Тирмизи были переняты другими известными суфийскими мыслителями.
В своих проповедях и сочинениях ат-Тирмизи рассуждал о смысле мусульманских обрядов, о «любви к Богу», о категориях мистиков, о «печати святых», существующей наряду с «печатью пророков». Фактически уравняв «в правах» святых с пророками, ат-Тирмизи вызвал недовольство у правоведов и власти. В результате он был вынужден, спасаясь от гонений, переехать в Балх, а затем и в Нишапур, где приобрел многочисленных сторонников. Вскоре в связи с изменившейся политической ситуацией ат-Тирмизи вернулся в Термез, где он и умер.
Ат-Тирмизи был похоронен недалеко от цитадели средневекового Термеза. Позднее над его могилой был построен мавзолей из обожженного кирпича.
Новый небольшой мавзолей был построен в 1389-1390гг. (согласно надписи на портале). Он располагается на восточной стороне и прилегает к древней гробнице. В конце XIV века, когда край вошел в состав империи Амира Темура, у фасада мавзолея возвели новую усыпальницу, а над могилой святого соорудили величественное надгробие.
В начале XV в., во время правления Халила Султана, внука Амира Темура (1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей.
Что из себя представляет Комплекс аль-Хакима ат-Тирмизи, показываю в фотографиях.
Дорога в Термез
Въездные ворота в город
Путь к Мемориальному комплексу
Входная арка в Комплекс
Основной вход на территорию Мемориального комплекса
Передний фасад Комплекса
Читатели Улпрессы задавали вопрос о ценах на посещение музеев. Ответ на фотографии
Удивляет чистота, порядок и озеленение территории
Общий вид Музея
Мавзолей аль Хакима ат Термизий (869 г. н.э.), он был похоронен, там же где и работал.
(1405-1409) возле мавзолея была построена ханака – приют для странников, дервишей
Могилы в составе Мемориального комплекса 12-19 века
Развалины старого Караван-Сарая остались на нейтральной пограничной полосе. Дальше — граница с Афганистаном, разделяющая две соседние страны рекой Амударья.
Дальнейший путь — в Гиссарскую крепость (Таджикистан), где частично сохранился Караван-Сарай.
P.S.
Учитывая, что я не участник авторалли и на старте не зафиксировано время, принял решение отклониться от маршрута и в дальнейшем показать читателям силу природных явлений, как сель. Узнав, что в Согдийской области Аштском районе несколько лет тому назад селевые потоки несли 80-100 тонные камни как спичечные коробки, круша на своем пути всё живое, мосты и сооружения, дома и людей, решил дойти до этого места и пофотографировать.
Что касается интернета. По всему Таджикистану решением Правительства заблокированы все социальные сети:
По автомобилю Toyota RAV4. Средний расход топлива на 100 км после прохождения Анзобского перевала и горной местности Аштского района:
Моё местонахождение сегодня:
Жизнь в Таджикистане, быт, цены и занятость населения, отношение местного населения и высокого уровня чиновников к приезжим из России гостям, прохождение таможенного контроля — в следующем материале.