Когда у горожанина случаются неприятности, он чаще всего списывает их на плохой день, погоду, на худой конец – на власть. В селе всё иначе: здесь всегда знаешь – к кому идти за помощью в болезни, а на кого неволей подумать: «Уж не он ли сглазил?..». Так же было и в деревне Чаглы Инзенского района, причём когда-то наведённая там ворожба много лет преследовала её жителей.
Сегодня деревни Чаглы уже нет на карте. Поселение, где когда-то было 24 дома, давно опустело, но нам случайно удалось познакомиться с её бывшей жительницей
– Екатериной Александровной Туркиной, которая 43 года назад уехала оттуда в Инзу. Перед тем, как отправиться к ней в гости, мы ради интереса решили узнать, много ли ещё чаглинцев переселилось в Инзу, порасспросить и у них про погибшую деревню. Обзвонили всю администрацию, несколько сельских поселений – никто ни сном, ни духом не знает про эту деревню. Мы уж было усомнились: а может, и не было никаких Чаглов или… вспоминать про них не хотят?
***
Когда-то Чаглы были передовым колхозом, где в страду, когда ещё солнышко не всходило, всех от мала до велика поднимали в поле собирать хлеб до самых летних сумерек. По реке Суре день и ночь ходили баржи, на которых сплавляли лес, да и само название Чаглы, поговаривают, означало «причал». Рядом жили такие же деревушки
– Тияпино, Шуватово, Коржевка. Все они до сих пор жилые, а вот Чаглы сгинули. В 1960-х гг. начали объединять колхозы, и местные жители стали разъезжаться. Одной из последних уехала из Чаглов Екатерина Туркина, но про свою деревню помнит многое, особенно всякие небылицы.
– Моя бабушка рассказывала мне, что в горах, недалеко от Чаглов, была вырыта пещера, где жил монах-отшельник, – вспоминает Екатерина Александровна. – Там он спал, молился, ел на земляном столе, а зимой ходил по снегу босиком, даже через воду переходил. Спиртом, наверное, ступни мазал.
Удивительно слушать такие догадки от бабушки, которая верит в старые присказки и при этом пытается их даже объяснить.
– Потом эта пещера осыпалась, а люди начали ходить в эти горы за кладом. Всю гору изрыли, но ничего не нашли.
Все эти легенды в Чаглах слышали сызмальства, а каким-то небылицам сами были свидетели.
– Работал у нас в колхозе один бухгалтер, – вспоминает наша собеседница. – Как-то зимой шёл он ночью один по деревне, слышит – за ним кто-то идёт, оглянулся – вроде, свинья. Он её прогнал. Да, видимо, заподозрил неладное и на всякий случай загодя припас в овраге у дороги большущий кол. На следующий день снова идёт по дороге, снова слышит за спиной топот, оглядывается – жеребец идет. Бухгалтер не растерялся, взял кол и отлупил им жеребца. А на утро оказалось, что один из жителей деревни, вроде Санька Нуждин его звали, заболел и умер от побоев.
Тут Екатерина Александровна, чуть понизив голос, добавила:
– Это он наряжался свиньей и жеребцом. Колдуном он был, это все знали. И хоть говорят, что с колдунами нельзя связываться, у этого бухгалтера ничего плохого не стряслось. Это потому что мужик он был серьёзный и ничего не боялся.
Всех «тёмных» в деревне знали в лицо, более того – многие хвори или неприятности в хозяйстве списывали именно на их чёрную ворожбу. А кому, как не им, беды творить? Однажды жену другого местного колдуна Лукерью деревенские женщины приперли к стенке. Муженёк её Фёдор был на редкость пакостным мужичком, ни с кем не водился (для села – это чуть ли не первый признак недобрых намерений), говорят, воровал, а в полночь на всё село что есть мочи кричал «Лука-а!». Кто такой этот Лука, никто не знал, но явно не из хороших людей, а, может, и сам чёрт. И вот однажды Фёдорову благоверную соседи прямо спросили: – «Лукерья, Фёдор-то твой по ночам в зверей наряжается», -вспоминает историю из своего детства Екатерина Туркина. – Та, конечно, отнекивалась. «Как же нет, – напирала на неё соседка, – когда я вчера видела, как по сельской дороге колоду (бревно с выемкой, которое использовали как кормушку для лошадей – прим. авт.) катили, а возле вашего двора она вся рассыпалась.
Помучаться чаглинцам с колдуном Фёдором пришлось, и когда тот собрался помирать. Существует поверье, что тёмный маг не помрёт, пока не передаст кому-нибудь свой дар. Вот и чаглинский колдун всё никак не мог помереть. Его родным пришлось вбивать у Него в доме под потолком осиновый кол, чтоб он отмучался.
О том, что колдун всё-таки успел передать своё колдовство, Екатерина Туркина убедилась много лет спустя, когда похоронила мужа. После похорон она нашла во дворе дома среди досок чистое мужское бельё. Кто его подложил – только догадывалась, а сама поспешила сжечь кулёк.
Правда, были в Чаглах и добрые знахари. К ним носили лечить младенцев, водили заговаривать от порчи поросят и телят.
– Обе мои бабушки от сглаза умели заговаривать, – продолжает наша героиня. – Смешивали в воде соль и три уголька из печки, омывали ею больного, а затем выливали воду через левое плечо под три двери, под пятку (место у косяка – прим. авт.). Меня этому никто не учил, но однажды само собой вспомнилось, когда вдруг внучка заболела.
Сегодня об этих старых приметах уже мало кто знает, они остаются среди брошенных домов, оставленных деревень, чьи названия, как оказалось, теперь никто уже и не вспоминает.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА