В нашей области начинают работать сельские старосты. Должность вводит облправительство, с которым старосты будут контактировать, минуя районные власти.
Руководители районов не очень понимают, зачем появляются старосты. Областные власти объясняют, что хотят получать из села правдивую информацию, а верить встроенным в вертикаль главам уже не могут.
Новой системе управления ульяновскими селами было посвящено заседание облправительства на этой неделе. Министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин представлял законопроект «О сельских старостах». Главы администраций районов сообщили, что с ними законопроект не обсуждался, и возникновение новых должностей восприняли неоднозначно.
Согласно законопроекту, сельский староста, который должен появиться в каждом населенном пункте, будет практически ушами и глазами губернатора. Должность, сказано в законопроекте, вводится для содействия губернатору в реализации его полномочий в сфере организации местного самоуправления.
При этом она привязана к конкретному руководителю области – полномочия старост прекращаются с уходом главы региона.
Назначает старост также лично губернатор. Муниципальные власти из цепочки утверждения людей на эту должность исключены. Кандидат на нее одобряется на сходе граждан населенного пункта. Затем выдвинутое гражданами предложение утверждает глава региона.
Чиновники – как муниципальные, так и госслужащие – не имеют права быть старостами, говорится в законопроекте. Зато для старост не вводится ограничений по возрасту.
Оплата их труда не предусмотрена. Но планируется выделение из областного бюджета ежемесячных выплат стоимости социального проездного билета на городской, пригородный и междугородний общественный транспорт в пределах области, компенсаций расходов на оплату занимаемых помещений и расходов на отопление. Кроме того, жители села, благодарные старосте, могут создать фонд для добровольного сбора средств на оплату труда старосты.
Задачи старост просты – выделять наиболее актуальные проблемы села, предлагать пути их решения и передавать информацию на областной уровень.
При этом, указывается в законопроекте, староста имеет право взаимодействовать с органами местного самоуправления в решении каких-либо вопросов.
В облправительстве поступающая от старост информация будет собираться Агентством по развитию сельских территорий. Агентство, создаваемое областным минсельхозом, будет существовать в форме областного государственного учреждения, регистрация его намечена на август.
Вводя институт старост, облправительство надеется получать от них объективную информацию о происходящем в селах. От районных властей, стало ясно на совещании, правды часто не добиться. Пример тому – ситуация с водоснабжением села Верхняя Маза в Радищевском районе. Районные власти отчитывались, что проблем с водоснабжением у них нет. А Маза, как выяснилось при выезде губернатора в район, уже около недели сидела без воды. То ли неосведомленность районных властей о реальном положении дел на их территории, то ли элементарное нежелание говорить о проблемах подтвердила и статистика работы областной «горячей линии» по водоснабжению. На 30 обращений граждан на нее пришлось всего два доклада районных властей о каких-то проблемах.
Правда, руководители районов, присутствовавшие на совещании, в восторг от того, что кто-то будет напрямую докладывать губернатору о проблемах на подведомственной им территории, не пришли. Даже глава Гордумы Ульяновска Василий Гвоздев высказал предположение, что местные депутаты могут принять появление старост как доказательство неэффективности их работы. Главы сельских районов добавили,что видят законопроект впервые. Минсельхоз на это возразил, что он обсуждался в сети интернет и ознакомиться с проектом мог любой желающий.
Аргумент про всеинтернетное обсуждение глав не убедил: они продолжали высказывать опасения о смешении функций местной власти и старост, а также о неспособности Агентства из нескольких человек управлять всеми селами региона. На это в облправительстве возразили, что ни старосты, ни Агентство брать на себя управление селами не намерены, а для разграничения функций предложили при назначении старост подписывать трехсторонние соглашения между облправительством, старостой и муниципалитетом.
«Эти люди дадут возможность давать оценку действию или бездействию тех, кто сидит в муниципалитетах», – подытожил обсуждение губернатор, подчеркнув, что областное руководство не собирается ломать властную вертикаль, в которую встроено сейчас местное самоуправление и от которой сельские старосты будут независимы.
Из учреждения должности сельских старост в нашей области можно сделать вывод о том, что госвласть стала заложницей выстроенной ею же властной вертикали. Местное самоуправление, независимое по Конституции, но в итоге встроенное в вертикаль, способно только транслировать населению волю – собственную или вышестоящих инстанций. Выразителем чаяний местного населения оно уже не является. И отменяя одной рукой выборы местных глав, другой областные власти вынуждены создавать параллельные вертикали структуры.
Лидия Пехтерева