Подсчетом убытков за первое полугодие 2009 года занялись российские автопроизводители. В результате получился жирный минус. В общей сложности автокомпании потеряли больше 16 млрд рублей. И это несмотря на серьезную поддержку со стороны государства.

Так, чистый убыток ОАО «АвтоВАЗ» составил 14,1 млрд рублей. Тогда как за аналогичный период прошлого года была достигнута прибыль в размере 1,5 млрд рублей.

Убыток «до налогообложения» достиг 16,9 млрд рублей. – против прибыли в размере 2,5 млрд рублей в прошлом году. Общая выручка сократилась с 81,4 млрд рублей до 40,2 млрд рублей. Чистые убытки УАЗа за период с января по июнь составили 470 млн рублей (против прошлогодней прибыли в 748 млн рублей), выручка сократилась с 9 до 3, 5 млрд рублей, валовая прибыль упала в десять раз до 207,5 млн рублей. Автопроизводитель «ИжАвто» в начале августа подал заявление о банкротстве.

При этом у «АвтоВАЗа» сохраняется общий долг в размере 87,6 млрд рублей. Это при том, что компания уже потратила 24,5 млрд государственных денег на расчеты с поставщиками.

На этом фоне необычным исключением выглядит ОАО «ГАЗ», входящее в «Группу ГАЗ». Согласно отчету компании, ее чистая прибыль составила в первом полугодии 2009 года 3,092 млрд рублей. Это в 10,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В первом полугодии 2008 года прибыль автозавода достигла только 284,69 млн рублей.

Прибыль до налогообложения возросла с 448 млн рублей в 2008 году до 2,9 млрд рублей.

При этом прибыли от продаж в размере 771 млн рублей, продемонстрированные заводом в прошлом году, превратились в убыток в размере 1,2 млрд рублей. Выручка предприятия сократилась с 12,663 млрд рублей до 5,328 млрд рублей. Валовый убыток составил 562,67 млн рублей(в прошлом году по этому показателю имелась прибыль в размере 1,765 млрд рублей).

Скачок показателя чистой прибыли ГАЗа на фоне продолжающегося роста убытков от продаж – совпадение двух не зависимых друг от друга процессов, поясняют эксперты.

Аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников рассказал «Газете.Ru», что прибыль возникла при оценке активов и за счет накопленных резервов. «Это одновременные события, показывающие суммарно положительную картину.

Более они не повторятся», – считает эксперт.Тем не менее, по мнению Таченникова, ГАЗ в целом демонстрирует высокий уровень воли к выживанию: «На фоне других автопроизводителей ГАЗ выглядит довольно благополучно. Компании удалось сократить расходы, грамотно оптимизировать число работников. «Группе ГАЗ» также удалось договориться с кредиторами, чего, к примеру, не удается «АвтоВАЗу».

Поэтому у них есть шансы преодолеть кризис с меньшими потерями, чем у других».

Остальные производители стараются снизить убытки лишь за счет сокращения объемов производства. При том, что склады автокомпаний забиты под завязку, а продажи остаются низкими, на рынке заметно небольшое оживление. Сразу у нескольких компаний в июле улучшились продажи по сравнению с июнем. В их числе лидер продаж и убытков в России «АвтоВАЗ»: компания смогла продать 213 тысяч машин. Четыре самые покупаемые модели – «Priora», «Samara», «классика» и «Kalina» – уходили из автосалонов лучше, чем в начале месяца. Самый заметный прирост (плюс 3 тысячи) наблюдался у «Priora», a самый небольшой – у «классики» (плюс 67 машин).

«Все последние полгода уровни продаж не менялись – они сохранялись на уровне 115-130 тысяч автомобилей в месяц, – отмечает Таченников. – При этом можно наблюдать рост удельного веса отечественных брендов в общем объеме продаж: они начали вытеснять иностранные марки. Сейчас трудно говорить о будущем, однако если в финансовом мире России не произойдет никаких катаклизмов и если сохранится нынешняя тенденция роста доли кредитных продаж – то во второй половине 2009 года можно ожидать незначительного роста рынка. Более серьезный, заметный рост возможен уже в 2010 году – в том числе за счет мер, принимаемых государством к поддержке автопрома».

По материалам «Газеты.ру».