Уже который год чиновники Ульяновской области заявляют во всеуслышание, что вот-вот разберутся с рекламой на фасадах зданий, особенно исторической застройки. Но приходит новая весна, и Татьяна Тарасова, ныне директор департамента архитектуры и градостроительства области, докладывает: пока до конца не разобрались, но уже вот-вот!..
– Проехали недавно по Железнодорожному, Заволжскому районам, – рассказал на аппаратном совещании в правительстве области губернатор Сергей Морозов. – Осмотрели Профсоюзную улицу, как там все строят, расширяют. Но бросилось в глаза, что приличное количество строительных объектов не огорожены, не имеют паспортов, а очень многие дома обезображены вывесками до самой кровли: каких только нет! В том числе на исторических зданиях. А мы рассматривали этот вопрос, обсуждали на градосовете, на форуме, подписывали нормативные акты, документы. Судя по всему органы местной власти не выполняют соглашений.
Татьяна Тарасова ответила на это тем, что, например, альбомы колористических решений в каждом муниципалитете области созданы, но лишь формально, на деле они редко исполняются. Кроме того, далеко не во всех районах и городских округах внесены изменения в правила благоустройства, которыми руководствуется инспекция административного надзора. В итоге в районах просто не могут наказать за неудовлетворительный внешний вид фасадов, так как нет положений в нормативном акте.
А работа инспекций административного надзора никак не освещается, поэтому многие владельцы зданий не обращают внимания на возможное наказание.
Как видим, за год работы, даже при условии появления нескольких нормативных актов, мало что изменилось: в 2014 году сама Тарасова сокрушалась, что рекламу размещают неправильно. Ее очень выразительную фразу «Симбирский курьер» тогда поместил в заголовок статьи от 20 марта: «Бесчеловечный размер вывесок». Тогда Тарасова рассказывала, что многие рекламные баннеры на зданиях исторической застройки выходят даже за пределы стен. За год вывески не очеловечились.
Размер вывесок – не единственное, за чем, по-хорошему, надо было бы следить. Есть еще проблема эстетики рекламных баннеров. Ульяновские здания испещрены различного рода вывесками, которые закрывают даже резные окна исторических зданий, скрывают лепнину. А иногда выглядят просто неуместными, даже будучи не очень заметными. Например, вечером, проезжая по улице Гончарова, можно увидеть, как в старинных окнах дома № 32 вдруг проявляются два модных парня за решеткой оконной рамы – реклама магазина мужской одежды. Разумеется – во все окно, а оно у старых зданий немаленькое. Выглядит не то что плохо… Комично.
Многие вывески просто безвкусны или неуместны. Например, на улице Ленина, на заборе, среди домов, каждый из которых – достояние архитектуры и истории, висит огромный баннер, сообщающий о похоронных услугах. Практически напротив находится дом № 1 по Комсомольскому переулку: сам не в лучшем состоянии, обшарпанный, но зато завешанный различного рода вывесками. За ними теряется и само здание, выглядящее простой развалиной. На деле выполнен дом был с искусством и вкусом, но этого не видно. А чуть дальше, на здании по Комсомольскому переулку, 7, висит уже не множество вывесок, а один-единственный баннер, но та-кой, что закрывает сразу пять окон старинного кирпичного дома. Впрочем, закрывать окна рекламой в Ульяновске уже не то что нельзя, скорее принято. Например, ЦУМ сейчас – вообще один сплошной баннер. И никому это не мешает -видно, достояние советской архитектуры чиновникам неинтересно.
Вероятно, решить проблему теми методами и нормативными актами, которые выпускают в области, пока нереально. В Европе в исторических центрах вывески выполняются совершенно иначе: имеют сдержанную цветовую гамму и небольшие размеры, благодаря чему минимально воздействуют на городскую среду, не нарушая восприятия архитектуры. А в Риме зачастую вывеску найти вообще невозможно: информация о магазинах размещается в витринах.
Сергей ГУРЬЯНОВ