Переброску грузов альянса из Афганистана в Европу и из Европы в Афганистан, для которой был выбран аэропорт «Ульяновск-Восточный», руководство блока считает невыгодной и, возможно, свернет этот проект. «СК», впрочем, не верил в него с самого начала.
Предлагая НАТО свою площадку, ульяновские власти расхваливали ее преимущества, одно из которых – близость железной дороги, облегчающая перевалку грузов с самолетов на поезда и их дальнейшую транспортировку наземным транспортом. Когда началась битва против этой «базы НАТО в самом сердце России», наша газета пыталась смотреть на проект объективно, считая, во-первых, что ничего плохого в транзите грузов через Ульяновск нет: аэродромы для того и существуют, чтобы перевозить людей и грузы. А во-вторых, ставя под сомнение именно наземную часть пути из Афганистана в Европу.
В смысле железнодорожного сообщения Ульяновская область остается на уровне не XX даже, а XIX века. В то время, как по Европе электропоезда передвигаются со скоростью под 300 км/час, у нас они, влекомые тепловозами, тащатся, пыхтя и тарахтя, от Ульяновска до Инзы не менее трех часов, при том, что расстояние между городами – всего 150 км. Инфраструктура также столетней давности, либо ее нет совсем, и перевалка груза из самолетов на железнодорожные составы крайне неэффективна. Подвела наших, вероятно, и алчность, когда за услуги с НАТО запросили неадекватные уровню сервиса деньги.
Анонсируя в свое время проект, первое, что должны были сделать ульяновские власти, это громко поставить перед руководством РЖД и страны вопрос об обновлении железнодорожного транспорта на территории области, переводе его на электрическую тягу. Причем не в течение 15-20 лет, а в экстренном порядке. Но сделано этого не было, и можно уже сегодня предсказать, что планы на участие региона в проведении чемпионата мира 2018 года постигнет, скорее всего, та же участь, что и афганский транзит. В ЧМ-2018 наши мечтают, как известно, о том, что с городами – участниками чемпионата область свяжут скоростные поезда и Ульяновск окажется местом, где будет удобно жить болельщикам и, возможно, каким-то командам. Город чуть ли не собирается и гостиницы строить под это дело.
Но до чемпионата остается фактически только четыре года. Если речь о скоростных поездах, то современные железнодорожные пути под них вовсю должны уже прокладываться, вокзалы – реконструироваться. Должна выстраиваться вся логистика, однако ни на одном из этих направлений ни один конь пока еще не валялся. И валяться ему, похоже, уже поздно. Без кардинального совершенствования нашей транспортной системы Ульяновск останется никому не нужным, ведь с той же Самарой он не имеет даже прямого железнодорожного сообщения – ехать надо через Сызрань, буквой «зю». И гостиницы, они же отели, останутся пустыми. Впрочем, к маниловщине нам не привыкать.
Сергей ПОЛЕНОВ