«Мы, нижеподписавшиеся, требуем сохранить среднюю школу №68 Ульяновска и категорически против соединения школы с авторским лицеем Эдварса №90». Под обращением с таким заголовком поставили подписи почти 400 родителей и учеников старших классов 68-й школы. Зачем и кто объединяет школу с лицеем? Почему этот процесс вызвал такую реакцию?..

Если коротко, то в начале декабря начался процесс создания «Автономного образовательного учреждения полного цикла «Авторский лицей Эдварса №1»», который должен возглавить Анатолий Эдварс. Технически это выглядит в объединении школы №68, лицея №90 и детсада №206 под одной «крышей». «Рождение» автономии намечено на 31 декабря. Скорее всего, разного рода издержки, всегда возникающие при такой спешке, и породили протест родителей и учеников. Обращение направлено во все адреса – от местной власти до президента. А некоторые родители учеников 68-й, не дожидаясь окончания реализации инициативы, уже подыскивают места для своих детей в других школах…

Против…

Родители и ученики пишут в обращении: «Нас не устраивает система и программа обучения А. Р. Эдварса… Нашим детям не оставляют права выбора, а родителей ставят перед фактом о переходе школы в частные руки. Мы считаем, что в случае если наша школа будет объединена с лицеем, будут нарушены права наших детей на общедоступное и бесплатное образование, закрепленное Конституцией. Тогда как на общем собрании Эдварс А. Р. заявил, что дети, которые не дотягивают до оценки «отлично», будут отсеиваться, поскольку не подходят к статусу лицея… Мы не доверяем лично Эдварсу А. Р., его методам руководства, его отношению к детям и родителям… На местном уровне все наши обращения и жалобы остаются без внимания, просим разобраться в ситуации».

Напомним, школа и лицей – муниципальные учреждения, располагающиеся в одном здании. Делят его они практически поровну…

Автономным – больше

свободы. Финансовой

В ноябре 2006 года вышел Федеральный Закон №174 «Об автономных учреждениях». Закон дает право муниципалитетам создавать некоммерческие автономные учреждения (АУ) на базе существующих муниципальных учреждений. Решение о создании АУ принимается по инициативе либо с согласия учреждения, «если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни» (пункт 4 статьи 5 Закона). Доходы АУ, констатирует закон, поступают в его самостоятельное распоряжение и используются для достижения уставных целей. То есть у автономных учреждений больше свободы распоряжаться доходами (как бюджетными, так и самостоятельно заработанными), чем у существующих муниципальный учреждений. Закон прописывает и регламент создания АУ.

Так, например, предложение о создании АУ должно содержать обоснование создания АУ (с учетом возможности социально-экономических последствий его создания), доступности АУ для населения и качества оказываемых им услуг. Также необходимы сведения об одобрении изменения типа существующего учреждения высшим коллегиальным органом учреждения (если таковое имеется), сведения об имуществе. Для АУ определен как порядок опубликования отчетности, так и его обязанность обеспечить открытость и доступность устава, решений учредителя о создании АУ и назначении руководителя, сведения о составе наблюдательного совета АУ…

Остальные вопросы должны регламентироваться муниципальной властью. Но есть в Законе и статья 20: «Изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений не допускается до утверждения порядка определения видов особо ценного движимого имущества…» То есть, если муниципалитет хочет начать работу по созданию АУ, он должен принять решение о разворачивании этой деятельности, начать разработку соответствующих регламентных документов.

Еще в процессе обсуждения проекта Закона №174 его противники пытались доказать, что введение АУ представляет собой скрытую возможность приватизации учреждений образования, культуры, социальной защиты, перевод данных отраслей на тотальную платность услуг, оказываемых населению. После принятия закона страсти лишь поутихли, и во многих регионах АУ стали создаваться.

В Татарии, например, Шаймиев подписал указ о реализации этого ФЗ полтора года назад, и уже тогда в республике не только активно обсуждали все плюсы и минусы, но реализовали закон. В Татарии, Чувашии, Нижнем Новгороде стали появляться не только автономные школы и лицеи, но и детские сады…

В Ульяновске, два года спустя после рождения закона, не удалось отыскать ни одного документа местной власти, регламентирующего создание АУ в нашем регионе.

Тем не менее, в начале декабря в Ульяновске появилась инициатива создания не просто автономного учреждения, а автономного учреждения «три – в одном», объединяющего детсад, школу и лицей… И было намерение закончить создание автономии до 31 декабря. Всего за один месяц…

До 31 декабря

К этому времени, как сообщила Людмила Соломенко, начальник управления образования мэрии Ульяновска, планировали подготовить все документы. Хотя сегодня появилось сомнение: времени, возможно, уйдет на месяц больше.

«Переход на автономию – это опять дать большую свободу руководителям, снимет с муниципалитета контроль расходования каждого рубля, – отметила Соломенко. – Финансирование не изменится, оно может только увеличиться. Свои деньги директора сами могут планировать и расходовать, как им надо. У нас есть поручение губернатора, чтобы лицей №90 перевести в статус автономного. Есть предложение свести под одну крышу школу, лицей и детсад. В трех учреждениях в трудовых коллективах прошли собрания, педсоветы. Все коллективы дали свое согласие».

На вопрос – почему решили начать создание автономии с лицея №90 – Людмила Дмитриевна ответила: «Он самый передовой. Хорошее учреждение, хорошие результаты. Директором нового объединения будет Анатолий Эдварс».

Посетовав на отсутствие механизма реализации Закона №174, Соломенко сказала: «Поэтому мы хотим «прокачать» ситуацию на одном учреждении, а потом ее «пересаживать» на другие школы и детсады».

Должно ли учитываться мнение родителей при такой реорганизации? «Не обязательно», – высказала свое мнение начальник управления. – Главное – мнение учредителя (муниципалитета – Г. А.), он может действовать без всякого согласия». А к протесту родителей и учеников отнеслась так: «У нас когда авторский лицей создавался, тоже был протест. А учреждение хорошее получилось».

«Благое мероприятие», –

Так охарактеризовала создание автономии Галина Логинова, директор 68-й школы: «Я ситуацию оцениваю объективно: качество образования в лицее выше. И финансирование будет несколько другое, потому что в новшества всегда были вливания. Мы сегодня, например, какую-то копейку сэкономим, а она в бюджет уйдет. А в автономном учреждении деньги будут оставаться. Но беспредела не будет. Потому что деятельностью автономии будет управлять наблюдательный совет. Чья инициатива?.. Не знаю, не наша. Но мы, учителя, поддержали. Хотя подробностей никаких не знаем, документов никаких у нас нет… Объединение с детским садом?.. Я считаю, что это здорово. Преемственность будет…

Мнения родителей?.. Мы с Эдварсом прошли по всем родительским собраниям. Всех выслушали. Кто-то высказывался положительно, кто-то отрицательно. Вопросов было много…»

«Детям хуже не будет»

Уверена заведующая детсадом №206 Минзифа Сабитова. Посетовала на отсутствие подробностей и каких-либо документов и планов существования нового учреждения: без них трудно убеждать и сотрудников, и родителей. Для этого Сабитова звонила в управление образования мэрии, там сказали: пусть родители напишут письмо на имя начальника управления, и тогда им письменно ответят. Но, доверяя Эдварсам (Сабитова много лет работала с Галиной Анатольевной Эдварс, а Ростислав Эдварс «выбивал» деньги на детсад, с подрядчиками помогал – Г. А.) завуч все же убеждает родителей, что детям хуже не будет.

Минзифа Фаритовна была в составе ульяновской делегации, которую специально возили в Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, чтобы показать действующие автономные учреждения. «Автономия – это хорошо», – сделала вывод заведующая.

Тем не менее, вопросов много. В Казани, конечно, нянечка получает около 12 тысяч. Но непонятно – из каких источников. Детсад №206 нянечками укомплектован, их зарплату довели до 3-х тысяч, а вот пятерых воспитателей не хватает (зарплата чуть больше 3600 руб.) Улучшится ли с переходом в автономию финансирование (и за счет чего?), пока неизвестно. Но повышать оплату за детсад пока не собираются. Родители – кто «за», кто «против» объединения. В коллективе тоже неоднозначное мнение…

Как «соглашались» коллективы

Как отнеслись к идее автономии в лицее неизвестно. Но на собрании в детском саду из 32 человек «за» проголосовало 10-12 человек. Причина несогласия – не совсем убедительные аргументы Эдварса, отсутствие программы развития нового учреждения и плана реорганизации. С остальных двух десятков сотрудников, позже, просто собирали подписи.

Сложнее было получить согласие учителей в школе. Не называя фамилий, учителя рассказали, что на собрании (в начале декабря) они все проголосовали против слияния.

На следующий же день «надавили» на директора и учительскую верхушку (администрацию), заявив: если не подпишите, поставите по удар весь коллектив, потому что все равно школы не будет. Согласие «получали» персонально: сначала от завучей, потом приглашали учителей (по методобъединениям).

Многие учителя до сих пор недоумевают: зачем нужен такой «рейдерский захват»? Ведь сами Эдварсы не обозначают перспективы. Быть может, автономия – действительно светлая идея, но учителя видят в ней только материальную заинтересованность директора. Где гарантии, что автономия не получит крен в коммерческую сторону? Не понимают они – почему выбор пал именно на их школу и лицей: ведь в Ульяновске есть более успешные образовательные учреждения.

А еще учителям стыдно: родители и ученики сопротивляются, а педагоги не участвуют в активном протесте, опасаясь потерять работу (ведь какой директор оставит протестовавшего против него работника?). И под обращением подписываются только родители и ученики.

«Может, и хорошая идея, – говорят учителя, – но Эдварс «раскрыл» ее, разве что с коммерческой стороны. Почему сначала не создать один автономный лицей или автономную школу. Почему сразу – «три в одном»? И, опять же, никаких документов, никакого устава новой автономии…»

«Я знал об этом.

Они мне могут просто не поверить…»

Сказал по окончании разговора Анатолий Эдварс. Комментируя инициативу губернатора по поводу создания первого в Ульяновске автономного учреждения, директор лицея заметил: «Вот так я и стану козлом отпущения: на мне все будет отрабатываться». «Выйти» на автономное образование, по словам Эдварса, ему предлагали еще год-полтора назад. Тогда он отказался, потому что в половине здания «этого делать нельзя».

Анатолий Ростиславович считает, что АУ позволит не только самостоятельно расходовать дополнительно заработанные деньги, но и сэкономленные (а экономия на коммуналке, например, по его утверждению, сравнима с субвенциями). Для учреждения, объединившего три учреждения, понадобится меньше бухгалтеров, плотников, сантехников. Экономию можно будет направить на оплату труда учителей, приобретение нового оборудования и так далее. Правда, на мой вопрос – считали ли экономию – Эдварс ответил: «Зачем торопиться делить шкуру неубитого медведя? Этим должны заниматься в управлении…»

«Три – в одном» объясняет просто. Имея большие связи с крупными вузами и предприятиями, лицей может готовить кадры для высшей школы, школа позволит дать ученикам рабочие специальности. А детей из детсада можно переводить в школу вместе с воспитателями (такая возможность в саду №206 есть). Чтобы те, кто воспитывал ребятишек в саду, продолжил обучать их с 1 по 4 классы. Преемственность…

Не нужно опасаться объединения: в школе все останется, как есть. Никто не исключит слабо успевающих. Те, кто учится сегодня в 68-й, спокойно доучатся до 11-го класса. А одиннадцатиклассники получат еще и аттестат об окончании лицея.

Чего еще опасаться? Неужели того, что если все здание станет принадлежать АУ, значит, придется привести коридоры и классы школы в такое же состояние, как в лицее? «Сегодня в лицее, например, 50 человек учатся бесплатно, обучаются дети из многодетных семей, детских домов, – говорит Эдварс. – Если разобраться, в лицее учится элита нашего района, их дети и внуки. Для них мы создали условия. Но этими условиями пользуются и другие дети. Ни о каком частном заведении и речи быть не может. Автономное учреждение будет муниципальным. Ни один частник не осилит расходов по содержанию такого здания и территории».

Стремительные сроки организации АУ Эдварса не смущают: «Мэр издал постановление об открытии лицея №90 7 ноября 2005 года. А с 1 января лицей открылся. Численность лицеистов постоянно растет. Сейчас у меня 411 человек».

Но сегодня 380 человек протестуют против будущей автономии. Что делать с таким протестом? На это Анатолий Ростиславович ответил: «Не знаю… Когда мы отделялись, было то же самое. Многие возмущались и писали письма. А мы доказали, сделав то, что обещали. Я обошел все классы. На все вопросы учителям и родителям ответил прямо и откровенно. Я свое слово сдерживаю три года».

Масло – в огонь?

«Только я вас прошу: не подлейте масла в огонь», – попросил меня Анатолий Эдварс. Собственно, может, и вправду, не нужно было разбираться со всей этой автономией? Быть может, утряслось бы все, как утряслось три года назад при создании авторского лицея №90? Мало ли какой бузотер вздумает возмущать общественное мнение?

Но, честно говоря, исследуя тему, я убедился, что проблема лежит гораздо глубже. И вовсе не в плоскости банальных личных симпатий и инициатив…

На этот раз достаточно. Почему-то я уверен, что продолжение следует.

Геннадий Антонцев