“Моторы” забарахлили

О начале банкротства “Волжских моторов” активно заговорили в декабре. Вскоре арбитражный суд области действительно ввел на Ульяновском моторном заводе процедуру внешнего наблюдения. Но любопытно, что перед этим центральные СМИ, наоборот, сообщали о возможном увеличении заказов для ОАО “Волжские моторы” в 2005 году.

Что же на самом деле впереди у предприятия? Процедура внешнего наблюдения уже началась и продлится, по решению арбитража, до 1 июня нынешнего года. Назначен и внешний управляющий. На этой стадии предприятию, по идее, следует добиться финансово-экономического оздоровления, решить вопросы по долгам – часть погасить, часть реструктурировать. Кредиторская задолженность у “Волжских моторов” сегодня велика – называют цифру 2,8 млрд рублей. Считается, правда, что основная сумма сложилась еще при прежних хозяевах завода. Однако даже после прихода сюда в 2000 году компании Дерипаски в лице группы “Руспромавто”, специально созданной для управления автопромышленными активами, ситуация на “Волжских моторах” кардинально не улучшилась. Предприятие загружено едва ли наполовину своих возможностей.

По другой информации, в наступившем году “Волжские моторы” значительно увеличат сборку различных двигателей для ГАЗа, вместе с которым входят в “Руспромавто”. Предварительная договоренность якобы достигнута. На заводе сообщают, что уже в январе моторов намечено выпустить больше, чем за первый месяц 2004 года. Если это так, то свидетельствует о неплохих перспективах ульяновских моторостроителей и, возможно, начинать процесс банкротства не следовало. Процедуру, кстати, инициировала в суде фирма, которой “Волжские моторы” должны не очень много.

По мнению некоторых экспертов, введение внешнего наблюдения на “Волжских моторах” может послужить стандартным приемом для погашения долгов. Текущим банкротством также легче объяснять задержки зарплаты при значительных объемах производства, призывая трудящихся работать на перспективу. Ульяновский машиностроительный завод, например, которому в декабре еще на год продлили срок внешнего управления по выходу из кризиса (читай – процедуру банкротства), имеет сегодня крупные заказы. В ноябре началось выполнение зарубежного контракта. С учетом государственного оборонного заказа “Володарка” будет загружена работой не менее восьми месяцев. Руководство обещает, что в случае успеха с экспортным контрактом за ним последуют и другие. Некоторые цеха на машзаводесегодня работают в три смены, от персонала требуют профессионализма и самоотдачи. Но с погашением долгов по зарплате не торопятся. При удачном выполнении плана I квартала 2005 года людей обнадеживают выплатой задолженности за прошлый сентябрь. Заводто, мол, банкротят.

Может быть, что-то подобное ожидает и моторостроителей?

Ведь ” Волжские моторы” совсем разоренными не выглядят, и “Руспромавто” вряд ли этого допустит. Если только нынешние хозяева не решат избавиться от завода. В июне арбитражный суд оценит, что изменилось на моторном.

Пока повернуть вспять процедуру банкротства в Ульяновской области не удалось ни на одном крупном предприятии. Есть лишь примеры затяжного состояния банкротства, которое, возможно, кому-то просто выгодно.