Старшеклассникам, собирающимся поступать в вузы, не хватает информации на официальных сайтах университетов.

Половина всех учебных заведений не публикуют данные о проходных баллах прошлых лет, а каждый пятый вуз не сообщает об условиях получения общежития. Даже региональный департамент образования не информирует будущих студентов о различных олимпиадах, пройдя которые, они смогут рассчитывать на существенные бонусы при поступлении.

В этом году школы закончили немногим менее семи тысяч выпускников, – говорит ответственный секретарь приемной комиссии УлГУ Игорь Лутошкин, – многие поступающие уехали в другие регионы, а значит, на все вузы Ульяновской области пришлось менее шести тысяч абитуриентов. В прошлом году их было на две тысячи больше.

Если учесть, что из этих 6 тысяч не все поступали в вуз, так и совсем мало абитуриентов осталось. Потому-то поступить в этом году было не так сложно, как в предыдущие.

Кстати, сейчас все распространеннее становится введение творческого конкурса на гуманитарные специальности – надо же как-то талантливых детей находить. К примеру, «пробу пера» ввели в УлГУ на специальность «Журналистика», что оценивается наряду с результатами ЕГЭ по русскому и литературе.

Про ЕГЭ – кошмар или светлое будущее?

«Дети, запомните, чему я вас учил: б, б, с, б, а, д», – подходящая шутка для нынешних выпускников школ и абитуриентов. Примерно так их сейчас и учат. Причем тестовая подготовка к ЕГЭ идет уже с начальной школы, а хорошо ли это?

Начали пугать Единым государственным экзаменом учеников средней школы еще в 2008 году, а страшно до сих пор, только два года назад экзамен-страшилку лишь опробовали, а сегодня он уверенно утвердился в системе образования России. А откуда, собственно, ЕГЭ взялся?

По одной из версий, впервые о нем услышали во Франции, после того как бывшие французские колонии в Африке стали независимыми государствами. Во Францию хлынула волна афро-иммигрантов, образование которых было примитивно настолько, что они могли отвечать только «да» или «нет». Именно из-за них и была упрощена система экзаменов, введены ЕГЭ и тестовая система опроса, при которой умение размышлять подменяется угадыванием. Уже через год во Франции начались демонстрации, волнения, а через три – правительство Франции отказалось от этого новшества.

Затем ЕГЭ появлялся и исчезал во многих странах, но сегодня уже даже Америка от него отказалась, теперь там тестовый экзамен является добровольным и платным, а сертификат о его успешной сдаче при поступлении в вузы рассматривается как бонус.

То, от чего отказались ведущие страны мира, теперь внедряет Россия, словно убедившись наверняка, что из этого ничего хорошего не выйдет. Причем многие ученики откровенно «плюют» на «ненужные» предметы для поступления в вуз на выбранную специальность: «А зачем учить то, что не повлияет на мой общий балл? Зачем перенапрягаться?». Пока только экзамены по русскому и математике остаются обязательными, а остальные – по выбору… Уже почти все согласились с тем, что тестовая система не выявляет «гениев», она им даже вредна: если ученик написал сочинение по шаблону, как учитель научил, то он «молодец», если нет, то не видать ему хорошего балла как своих ушей… А может, сочинение-то было гениальным?

– Я «за» ЕГЭ, – говорит учитель математики ульяновской школы №45 Галина Дружинина, – потому что оценки за Единый экзамен максимально приближены к реальным. Задания на «3» шаблонные, которые все решат, а дальше – сложнее и сложнее, то есть только ученик, по-настоящему знающий предмет, сможет их решить.

Все справедливо.

Но такого мнения придерживаются в основном учителя точных наук, гуманитарии же негодуют по поводу такого экзамена по их дисциплинам. Оно и понятно. К примеру, в тестах по истории рядом с глупым вопросом из серии «Как звали Ивана Грозного?» соседствует: «В каком году было закончено строительство Магнитогорского металлургического комбината?». И какие знания, скажите, оценивают эти вопросы? А литературу так вообще, наверное, невозможно сдать тестом… ЕГЭ приписывают справедливость еще и из-за видимого равенства всех учеников, как говорится, что сын уборщицы, что сын ректора – не важно. Хотя одна моя знакомая набрала по ЕГЭ 60 баллов, а ее подруга – на 5 больше. Разговорившись, они поняли, что их варианты и ответы полностью совпадают, даже сверили, но оценки – разные. Почему?

На этот вопрос никто им не смог ответить, только вот 5 баллов оказались роковыми – одна девочка поступила в вуз, а другая – нет.

– В этом году «смотрители» плохо смотрели за проведением экзамена, – делится Галина Дружинина, – многим ученикам удалось списать, а некоторые даже пользовались телефонами: ну куда это годится?

Еще одно явное преимущество ЕГЭ: сдал его хорошо, и не надо «трястись» перед грядущими вступительными экзаменами – просто рассылай уже готовые баллы по вузам. Если же Единый экзамен сдан плохо, то сидеть дома придется до следующего года. Например, Ирина Таирова, ныне студентка юридического факультета УлГУ, а в прошлом – хорошая и примерная ученица школы Барышского района, не смогла сдать ЕГЭ с первого раза на нужное количество баллов. Пришлось идти на платное место.

– В этом году я снова попробовала свои силы, – делится Ирина, все-таки хочется учиться на бюджете, но баллы получились примерно те же. Надеюсь, что со следующего года у меня все получится.

По данным Рособрнадзора, в этом году в Ульяновске ЕГЭ по математике сдавали более четырех тысяч выпускников, почти 4% из которых не справились с заданием. С ЕГЭ по русскому языку – примерно такая же картина. Кстати, из-за этого слишком простого или невероятно сложного экзамена многие выпускники лишились медалей, и хотя сейчас школьная медаль не имеет никаких бонусов при поступлении (раньше медалистам было достаточно сдать профилирующий экзамен на «5» или пройти собеседование), к ней все-таки стремятся, хоть из самолюбия и престижа школы.

И самый большой минус ЕГЭ школьная программа не соответствует его требованиям (если ученик претендует на высокий балл, а не собирается довольствоваться «3»), просто учат детей по-другому, а значит, либо ученик как-то готовится сам, либо ходит на специальные курсы, либо нанимает репетитора. Спрашивается: зачем?

Олимпийское движение

Освобождены от вступительных испытаний победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Результаты олимпиад, проводимых вузами самостоятельно, не могут учитываться в качестве результатов вступительных испытаний. Победитель такой олимпиады может иметь некоторые преимущества перед другими поступающими при одинаковом количестве набранных баллов или получить 100 баллов по ЕГЭ этой дисциплины (зависит от масштаба олимпиады). Ситуацию же с победителями региональных олимпиад вуз самостоятельно прописывает в правилах приема.

Победители и призеры олимпиад школьников пользуются льготой при поступлении в вузы, однако, в отличие от победителей Всероссийской олимпиады школьников, такая льгота действительна пока в течение одного года. Льгота может быть трех видов и предоставляется решением каждого вуза – победителям и призерам может быть засчитано 100 баллов по предмету, по которому проводилась олимпиада; либо может быть засчитано с аналогичной оценкой дополнительное вступительное испытание. И третья, самая значительная льгота, которая может предоставляться вузом победителям и призерам таких олимпиад, поступление вне конкурса.

Примерно по такой схеме и действовал Кирилл Киселев, выпускник Мариинской гимназии и призер Всероссийской олимпиады по истории: – Олимпиада проходила в три этапа, – делится Кирилл, – теория, эссе и устный ответ, последние два из которых особенно сложны. Пришлось много литературы перечитать, чтобы хорошо подготовиться к ней. Зато потом ЕГЭ показалось простеньким тестом (93 балла), хотя недобранные 7 баллов можно было бы и оспорить, потому что оценка части «С» весьма субъективна.

Но бороться за рейтинг никто не стал, потому что Кирилл и так, благодаря олимпиаде, мог поступить в любой вуз страны без конкурса. Его брат Илья набрал ровно столько же баллов по «историческому» ЕГЭ, что тут сказать – братья. Он стал призером олимпиады ГУ ВШЭ, благодаря чему также без конкурса мог поступить в этот престижный университет.

Вузы звали этих парней очень активно и надеялись на их внимание. Помимо олимпиад, братья Киселевы сдали все ЕГЭ на «5», и это при условии, что школу они закончили экстерном. В этом году в Мариинской гимназии не было 11-х классов, тем не менее «последний звонок» в ней все же прозвучал для выпускников Ильи и Кирилла Киселевых.

– Нашим идейным вдохновителем стала завуч Ольга Федорова, делится Илья, – которая больше всех и поддерживала нас в решении закончить школу экстерном. Конечно, за нас все переживали.

Как бы то ни было, братья справились с задачей, причем без посторонней помощи: не было репетиторов, наставников и учителей.

Только парни и учебники: один на один! С сентября 2010 года парни начали учиться в МГУ. Будем надеяться, что скоро мы услышим о братьях Киселевых из центральных СМИ.

Есть варианты

План действий прост! Во-первых, сначала старшекласснику необходимо определиться с профессией, соответственно, узнать, какие дисциплины на выбранном им факультете являются профилирующими. А дальше усердно готовиться к ЕГЭ по этим предметам, чтобы сдать их достойно.

Есть и второй вариант, более надежный, – участие в олимпиадах, но подготовка к ним нужна, конечно, более серьезная. Самое престижное – стать призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады, при этом абитуриент не только будет зачислен в любой вуз страны, но и получит денежную премию (в 2010 году – 30 тысяч рублей, а самые выдающиеся – 60 тысяч рублей). Повезет и победителям вузовских олимпиад, которые получат льготы в зависимости от масштаба олимпиады (возможно 100 баллов по ЕГЭ этой же дисциплины). Олимпиады школьников также дают преимущества, но каждое высшее учебное заведение само решает, какие именно, поэтому старшекласснику все-таки надо определиться с вузом, чтобы заранее знать его требования.

Кстати, участвовать в таких олимпиадах может любой школьник, начиная с 5-го класса, причем пробные испытания должны проводиться в самих школах. Если вдруг их нет, то смело спрашивайте местное управление образования, где проходят эти начальные этапы – гдето точно есть.

А вот про вузовские олимпиады ученикам приходится узнавать самим, кто о них еще позаботится, если школа этих сведений не дает, а департамент образования даже на сайт такой информации не выкладывает? Просто просматривайте сайты понравившихся университетов – там-то все и выясните.

Следуя этим простым правилам, Вы поступите в тот вуз, который выбрали. Главное – пробуйте: если не получится здесь, то обязательно повезет там. Между прочим, если Вы уверены в своих силах, можете попробовать закончить среднюю школу экстерном, опыт доказывает, что в этом нет ничего сверхъестественного, а значит, есть к чему стремиться.

Анна Корниенко