Из-за угрозы оползней волжский косогор на территории Ульяновска по-прежнему относится к числу объектов повышенной опасности.
Особенно в период таяния снегов и сезон дождей и в первую очередь для железнодорожных путей, проходящих у подножия склона. Сейчас железнодорожники проводят противооползневые работы. Всего на укрепление участка в пять километров до 2012 года планируется потратить 775 миллионов рублей.
И на пляже контрбанкет Состояние склона на участке с 892-го по 896-й километр угрожает безопасности железнодорожных перевозок. Каждую весну и осень от косогора можно ожидать оползня, время от времени заиливает пути, что препятствует переводу стрелок. Сейчас за опасным участком дороги идет круглосуточное наблюдение.
Для стабилизации склона в первую очередь было решено укрепить находящуюся в воде нижнюю часть волжского косогора при помощи контрбанкета. Сейчас прибрежный участок обсыпают каменной бермой, после чего засыпят песком. Специальный камень (всего потребуется 1,2 миллиона кубометров) доставляют по железной дороге с Урала. Как рассказал заместитель начальника ульяновской дистанции Куйбышевской железной дороги Вячеслав Иванов, вновь образованная горизонтальная площадка придаст откосу большую устойчивость и своим весом будет защищать вышележащую часть сооружения. Контрбанкет будет уходить на 150 метров в воду и займет 700 метров берега. К слову, участок, занимаемый сейчас Центральным пляжем, тоже является противооползневым контрбанкетом, сооруженным в 1959 году после сильного оползня.
Параллельно по заказу железнодорожников ведется ремонт сооружений самого косогора – прочистка штолен, лотков, дренажных прорезей. На 894-м километре дороги старый бетонный водоспуск заменен на принципиально новую конструкцию из габионов – ячеистых проволочных контуров, заполненных бутовым камнем. При давлении и деформации грунта такой водоспуск, в отличие от бетонного, способен изменять свою форму, но удерживать склон.
Пока все противооползневые работы проводятся целиком за счет железных дорог. Соглашение между ОАО «РЖД» и правительством Ульяновской области о совместном финансировании программы (доля региона – 30 процентов), сетуют железнодорожники, не выполняется.
Даже несмотря на то, что оползень на этом участке представляет реальную угрозу для территории от «грузовой восьмерки» до площади 30летия Победы.
К оползням нам не привыкать Деформации волжского косогора на протяжении линии железной дороги начали проявляться в 1900 году.
Первый серьезный оползень объемом 315 тысяч кубометровгрунта произошел в 1902 году на 895-896 километрах, серьезно повредил железную дорогу и несколько городских строений.
Оползень 1904 года настолько разрушил пристанскую ветвь, что пришлось отказаться от восстановления ее северной части.
Грандиозный оползень Симбирской горы случился в 1915 году. Он распространился на площадь в миллион квадратных метров, разрушил подходы к строящемуся железнодорожному мосту через Волгу со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции.
Очередной крупный оползень произошел 29 июля 1955 года. Значительным подвижкам подвергся массив более чем в один миллион кубометров земли. После этого на косогоре были проведены большие восстановительные и защитные работы.
Весной 1979 года вновь случившийся крупный оползень прервал движение поездов на четверо суток.
Для удержания оползня понадобилось более 600 вагонов сыпучих грунтов.
Последние значительные деформации склона наблюдались в 1991 году.
Вадим ПИЛЮКОВ