Только закончилась Первая глобальная неделя безопасности дорожного движения, как в Ульяновске произошла новая трагедия – на этот раз на улице Октябрьской. Девочка перебегала дорогу, попала под машину, потом в тяжелом состоянии – в реанимацию. Был час пик, авария не могла не привлечь внимания водителей. Засмотревшись, двое из них – водители «ВАЗ21099» и джипа-иномарки – не заметили друг друга и столкнулись. Этот случай, конечно, – не итог объявленной ООН Недели, а результат ошибок участников дорожного движения.

– Главное внимание в течение Недели глобальной безопасности было уделено нами дорожно-транспортному травматизму, который в основном уносит молодые жизни, говорит заместитель начальника ГИБДД области Валерий Фомичев (на снимке). – Это вторая из лидирующих причин смерти людей 5-25 лет. Среди мероприятий для детей – конкурсы, районные и областной, «Безопасное колесо», ставшее традицией «Письмо водителю», где ребята дали советы, которые, по их мнению, могли бы обезопасить нашу жизнь. В этот период были укреплены наряды ДПС, и, надо сказать, было зафиксировано на 20% правонарушений больше, чем в обычные дни, в том числе самое распространенное и опасное – выезд на встречную полосу. С пешеходами неплохо поработали – 2028 нарушений.

– Может быть, объявить Глобальный год безопасности?

– Конечно, если брать условия движения, в которых сейчас находится Ульяновск, то недели карательных мер явно не хватит, проблему так не решить. Необходимы кардинальные инженерные решения по всем проблемным перекресткам и улицам.

Должны быть подземные переходы на перекрестке улиц Пушкарева и Азовской, Минаева и 12 Сентября.

Что касается ликбеза детей, то конкурсов, в которые вовлечен узкий круг подростков, недостаточно. Дело в том, что сознательное, грамотное поведение на дорогах можно привить только практическими навыками. А в Ульяновске нет ни одного автогородка, о чем мы говорим уже пять лет. Такое место, где реально можно научить ребенка Правилам дорожного движения, должно быть в каждом районе города.

– Валерий Николаевич, чем объяснить низкую культуру ульяновских водителей, что особенно бросается в глаза в сравнении с соседними городами?

– Можно сравнить даже с самым близким нам городом – Димитровградом. Вот там культура вождения действительно выше, чем у нас. И причина здесь кроется в основном в условиях, в которых вынуждены ездить автомобилисты. Плохие дороги, утомительное стояние в пробках, после которых, надеясь компенсировать потерю времени, многие превышают скорость… В этом случае соблюдают правила, только если видят инспектора на дороге или фарами вам подмигнули, мол, он неподалеку. И водителям уже наплевать и на пешеходный переход, и на ограничительные знаки…

– Не приведет ли грядущее ужесточение наказаний к росту мздоимства на дорогах, даст ли оно эффект, который от этого шага ждут?

– За переход на красный сигнал светофора или в неустановленном месте – штраф 50 рублей. Эта санкция не совсем адекватна тем последствиям, которые вызывают подобные нарушения. И мы обязательно сообщаем о них на место работы или учебы нарушителя. Анализируем, в какой школе больше неграмотных пешеходов, и там организовываем работу с ними. Но меры наказания явно недостаточны, на наш взгляд. Их ужесточение, я считаю, в корне изменит ситуацию. Жаль, утрачена балльная система наказания. Водитель, получая штрафные баллы, в следующий раз будет помнить об угрозе лишения прав. Со взятками на дорогах надо подругому бороться, а уровень безопасности повышать необходимо, пусть даже путем самых крутых мер. Если штраф для водителя станет не 100 рублей, а 5 тысяч, то он не забудет о Правилах дорожного движения. Сейчас по Программе безопасности мы получаем 60 приборов фиксации нарушений.

Они будут включаться вместе с красным сигналом светофора, фотоэлементы срабатывают одновременно с моментом нарушения, фиксируют и езду на красный свет, и превышение скорости. За неделю мы будем анализировать информацию, сохранившуюся в памяти приборов, и потом высылать повестки нарушителям. Такие устройства и нам помогут, и запись правонарушений станет вещественным доказательством в суде.