В июле 1941 года несколько крупных столичных заводов было решено эвакуировать в Сибирь, на Урал и на Волгу. Так в Ульяновске на базе цехов основного производства Московского автозавода ЗиС началась история отечественного автогиганта – Ульяновского автомобильного завода. Официально предприятие было зарегистрировано 30 ноября 1941 года.
В разгар войны завод делал упор на выпуск боеприпасов и авиационных снарядов, но уже в мае 1942 года были собраны первые автомобили «ЗИС-5», а через два месяца их производство достигло 20-30 единиц в сутки.
В мае 1944 года предприятие продемонстрировало первый опытный образец 3,5-тонного дизельного грузовика «УльЗСИ-253». В октябре 1947 года был налажен выпуск полуторатонных грузовичков «ГАЗ-АА».
*** Через некоторое время УАЗ освоил выпуск легковых автомобилей повышенной проходимости «ГАЗ-69», «ГАЗ69А» и прицепов к ним. Этот неприхотливый автомобиль нашел широкое применение во многих отраслях народного хозяйства во всех климатических зонах страны. За свою надежность, простоту в эксплуатации и другие качества он завоевал большую известность.
*** С 1955 года УАЗ специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Спустя два года здесь начинается выпуск полноприводного семейства «УАЗ» собственной конструкции.
*** В августе 1966 года, в преддверии празднования 25-летнего юбилея завода, Указом Президиума Верховного Совета СССР за досрочное выполнение семилетнего плана, успешное внедрение новой техники и передовой технологии завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени. А автомобиль «УАЗ-452Д» за высокий научно-технический уровень, оригинальность решения, экономичность в изготовлении и эксплуатации награжден Золотой медалью ВДНХ. Эта семилетка стала знаменательной для многотысячного коллектива завода. Правительство высоко оценило достижения заводских конструкторов по изобретению новейшего оборудования в стране – толкающего штангового конвейера.
*** 15 декабря 1972 года с главного конвейера сошли первые серийные автомобили «УАЗ-469». А в феврале 1976 года за успешное освоение выпуска автомобилей новых моделей завод был награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Сейчас трудно представить нашу страну без автомобилей марки «УАЗ».
Придя на смену «ГАЗ-69», «УАЗы» уверенно шагнули и на мировой рынок.
Если составить список всех стран, куда с 1956 года экспортировались машины Ульяновского автозавода, в него войдут чуть ли не 100 государств! Похвальные отзывы о работе «УАЗов» приходили из Колумбии, Египта, Непала, европейских стран. Огромной популярностью пользовались наши автомобили на плантациях сахарного тростника и стройплощадках Кубы. Кстати, на произведенных в Ульяновске внедорожниках ездил легендарный борец за независимость острова Свободы Эрнесто Че Гевара.
*** В 1974 году «УАЗ-469» поднялся на Эльбрус всего за 38 минут чистого времени. В 1989 году по приглашению Центрального телевидения команда испытателей УАЗа приняла участие в экспедиции «Великий Шелковый путь».
«УАЗы» прошли по дорогам Средней Азии 10 тысяч километров, ни в чем не уступая автомобилям фирмы «Мерседес-Бенц», а преодолевая подъемы более 2000 метров над уровнем моря, даже имели преимущество в скорости.
*** 80-90-е гг. примечательны непрерывной работой по модернизации всех выпускаемых моделей. Появляется серия «3160».
Одними из новых модификаций стали «УАЗ-31514» (металлическая крыша, замки дверей, регулируемые сиденья) и «УАЗ31514-010» с пружинной подвеской.
*** В 2001 году завод отметил свое 60летие. Вместе с этой датой для него наступило время второй молодости. С приходом команды «Северстали» на заводе намечена деятельная, перспективная программа.
В 2002 году автомобиль «УАЗ-23632» признан «Лучшим пикапом MIMS-2002» и награжден дипломом и «Гран-при». По итогам 2002 года «УАЗ-3162 Симбир» стал одним из победителей Всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России».
В ноябре 2003 года на Ульяновском автозаводе начался серийный выпуск нового внедорожника «UAZ Hunter».
*** В декабре 2004 года введен в эксплуатацию новый плавильный комплекс фирмы АВВ (Германия). Мощность промышленной печной установки составляет порядка 16000 тонн литья в год. Это позволит изготавливать отливки из высокопрочного чугуна для производства до 100000 машинокомплектов в год.
Около 30 процентов произведенной продукции предприятие сможет реализовывать на внешний рынок.
В январе 2005 года закончено строительство нового окрасочного комплекса «Eisennman». Мощность комплекса позволяет заводу в двухсменном режиме выпускать 80 тысяч автомобилей в год, а в процессе окраски кузовов переходить с одного цвета на другой за 20 секунд.
*** В августе 2005 года запущен в производство новый автомобиль «UAZ Patriot».
«UAZ Patriot» – первая принципиально новая модель комфортабельного внедорожника, спроектированная на УАЗе за последние 30 лет.
*** За всю историю существования предприятия его тружениками было произведено более четырех миллионов автомобилей. Сегодня УАЗ выпускает десяток моделей и около сотни модификаций на любой вкус. Поставки осуществляются в сорок стран.